Первые годы работы ремесленного училища

Глава 1.История создания

Деятельность В.Н. Тенишева и М.К.Тенишевой

 

В первой половине 19 века в Брянске находилось всего две школы: церковно-приходская школа и уездное училище, в которых работало по два учителя. Только после крестьянской реформы 1861 года, когда выросла необходимость готовить грамотные, образованные кадры для нужд промышленности, транспорта и торговли, в Брянске начинают открываться учебные заведения разного уровня и определённого назначения.

Полетехнический колледж обязан своим существованием княгине М.К. Тенишевой.

 

Княгиня М.К.Тенишева

Мари́яКла́вдиевнаТе́нишева

(урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге. Девочка была отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности.

Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых хотелось забыть. Когда Марии исполнилось 16 лет, после окончания частной гимназии, молодой юрист Р.Николаев сделал ей предложение.

Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери. И муж оказался заядлым игроком. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она позже.

Пустяшный случай подарил надежду: ей сказали, что ее сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию. Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты.

Женщина с маленькой дочкой на руках и багажом села в поезд, обещавший ей Париж – новую жизнь. Мария начинает учится пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях. Еще одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в ее дальнейшей судьбе, — любовь к старине, тяга ко всему древнему.

Ее редкой красоты меццо-сопрано очаровал парижан. Маркези была уверена, что ее русскую ученицу ждет слава оперной певицы.

Ей предложили турне по Франции и Испании. Но произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на нее, как холодный душ. Там, в Париже, она почувствувала, что театр, сцена — не для нее. А пока — возвращение в Россию. Долгий, изнурительный развод все-таки состоялся.

 В результате, дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На одной дружеской вечеринке она повстречалась с князем В.Н. Тенишевым. Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.

Положение семьи

Князь В.Н. Тенишев. Леон Боннат (1896)
Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.

Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.

Мария Клавдиевна субсидировала издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех.

Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление.

Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857—1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.

В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Первые годы работы ремесленного училища

 

В 1887 году, вновь приехав в Талашкино, подруги открывают училище для крестьянских детей. Они решили не только учить их грамоте, но и приобщить к ремеслам и дать им возможность добиться успеха в жизни. Тенишева была настоящей патриоткой, и ей очень хотелось каким-то образом способствовать процветанию своей страны. Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах.

Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли — началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все, eще одна немаловажная проблема — досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности.

Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.В 1893 году родители преподнесли М.К. Тенишевой хлеб-соль на резном деревянном блюде с текстом: «Княгине Тенишевой в благодарность от родителей учеников ремесленного училища». В бывшем здании детского сада княгиня открыла ремесленное училище, выписала различные инструменты: слесарные, кузнечные, столярные и чертежные.

Организовала два класса на 60 человек но мест для желающих учиться катастрофически не хватало.Наплыв желающих учиться все рос, а места становилось все меньше и меньше.

Расписание занятий в техническом училище
Марии Клавдиевне было больно отказывать детям в поступлении, это казалось ей просто преступным.Она долго ломала голову и, наконец, нашла решение. Мария Клавдиевна выпросила у мужа часть их парка и получила у петербургского управления огромную сумму в 100 тысяч рублей на постройку большого каменного здания на 200 человек для ремесленного училища с целью дать заводу нужные кадры, чтобы не приходилось приглашать иногородних специалистов.Новое двухэтажное каменное здание школы было заложено 17 мая 1894 года, а строительство завершено 15 сентября 1895 года. Машины и станки выписывались из Англии и Америки, электричество, водопровод – все по последнему слову техники.

Первые годы работы.

Дети в возрасте от 12 до 15 лет изучали: Закон божий, русский язык, арифметика, счетоводство, технология металлов и дерева, черчение, рисование и ремесла: столярно-модельное и слесарно-кузнечное, работали на всех школьных станках, дежурили при паровой машине и принимали участие в чистке парового школьного котла. В училище также были открыты и вечерние занятия по черчению.Для приобретения навыков работы со слесарным инструментом к первоклассникам прикреплялись ученики старших классов. Для приобретения навыков работы со слесарным инструментом к первоклассникам прикреплялись ученики старших классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: