2.1. Специфика и основные направления деятельности
ОАО «Верофарм» российская фармацевтическая компания-производитель, известная как в нашей стране, так и за рубежом.
Компания «Верофарм» была основана в 1997 году акционерами Аптечной сети 36,6 и является одним из крупнейших российских производителей дженериковых препаратов и медицинских пластырей. В основе дженериков лежат субстанции, вышедшие из-под действия патента, то есть больше не являются предметом интеллектуальной собственности. Сегодня портфель включает более 450 продуктов, использующихся в разных направлениях медицины.
Производственную базу «Верофарм» составляют три крупных завода: Воронежский химико-фармацевтический завод, Белгородское предприятие по изготовлению готовых лекарственных форм и Покровский завод готовых лекарственных форм [29].
С 2003 года в Компании действует матричная структура управления. Основными структурными элементами, которым функционально подчиняются все остальные подразделения, являются 5 бизнес единиц (БЕ), ориентированных на разные виды и фармацевтические группы фармпрепаратов. Так, бизнес единица Пластыри в лице директора этой БЕ отвечает за все действия, связанные с производством и реализацией пластырей. БЕ Аптечные препараты включает в себя таблетки, ампулы и флаконы, которые продаются в аптеках без рецепта. БЕ Традиционные препараты производит препараты, которые пользуются популярностью на российском рынке десятки лет (например, это анальгин, новокаин и т.д.). БЕ Онкологические препараты отвечает за сегмент производства препаратов для госпитального использования в качестве химиотерапии у больных раком. И, наконец, БЕ Рецептурные препараты - самая маленькая бизнес единица производит имуномодуляторы и противовирусные препараты, которые отпускаются из аптек по рецептам.
2.2. Выявление рисков, которые могут повлиять на деятельность компании.
1. Отраслевые риски
Наиболее важным внешним риском является реализация продукции Компании в условиях агрессивного конкурентного окружения.
Эта конкуренция касается как появления новых отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке, так и с продуктовой
политикой этих компаний. В связи с поступательным движением отрасли в РФ, такая угроза представляется вполне реальной.
В целях снижения отрицательных последствий данных рисков Компания осуществляет:
· производство продукции, конкурентоспособной на российском рынке;
· оптимизацию издержек на всех стадиях производства и продвижения продукции;
· повышение качества продукции;
· обновление портфеля выпускаемой продукции;
· мониторинг мировых тенденций в области передовых технологий;
· проведение маркетинговых исследований.
Немаловажными являются риски, связанные с возможным изменением цен на сырье и услуги, используемые Компанией в своей деятельности. С одной стороны, они связаны с внутренними факторами (инфляция, курсовая разница валютного курса). С другой стороны, важной угрозой для рентабельности выпускаемой продукции являются цены на сырье. Изменение цен на сырье и услуги, используемые Компанией в своей деятельности, приведет к повышению цен на выпускаемую продукцию и снижению прибыли.
В целях снижения отрицательных последствий данных рисков Компания осуществляет:
· оптимизацию производственных программ, в том числе инвестиционных проектов;
· оптимизацию объемов и приоритетов производства;
· разработку программ по снижению затрат на производство и реализацию продукции;
2. Страновые и региональные риски
Основная финансово-хозяйственная деятельность Холдинга осуществляется в Российской Федерации. Законы и нормативные акты, влияющие на ведение бизнеса в Российской Федерации, характеризуется частыми изменениями, обусловленными политической и рыночной коньюнктурой. С этим связаны странновые риски. Российская Федерация является страной с переходной экономикой и в настоящее время не имеет развитые политические институты, юридическую, банковскую и судебную системы.
В результате, ведение деятельности в Российской Федерации связано с рисками, как правило, не встречающимися в странах с более развитой рыночной экономикой.
Стабильность и успешность развития российской экономики и бизнеса Компании в основном зависит от эффективности юридических и экономических мер, предпринимаемых Правительством, а также от дальнейшего развития правовой и политической систем.
В результате финансового кризиса, нестабильности рынков капитала и кредитов в мире и в России, существует экономическая неопределенность, связанная с сохранением доступности и стоимостью кредитов, что окажет соответствующее влияние на рентабельность Компании.
Компания зарегистрирована в качестве налогоплательщика в г. Москве, а производственную деятельность осуществляет в г. Воронеже, г. Белгороде, пос. Вольгинский, Петушинского р-на Владимирской области.
Риски, связанные с географическими особенностями региона, в котором Компания зарегистрирована в качестве налогоплательщика и осуществляет основную деятельность, в настоящее время незначительны ввиду удобного и безопасного географического положения, наличия воздушного, автотранспортного, водного, железнодорожного сообщения.
3. Финансовые риски
В ходе своей деятельности Компания подвержена следующим финансовым рискам: рыночному риску (включая риск изменения процентных ставок и валютный риск), кредитному риску и риску ликвидности.
Компанией была внедрена система управления рисками, а также разработан ряд процедур, способствующих их количественному измерению, оценке и осуществлению контроля над ними, а также выбору соответствующих способов управления рисками.
• Валютный риск – это риск отрицательного воздействия изменения курса валют на финансовые результаты Компании. Компания подвержена воздействию валютного риска в отношении операций по закупкам и привлечению заемных средств, выраженных в иностранных валютах.
• Изменение процентных ставок может отрицательно сказаться на финансовых результатах Компании.
• Риск ликвидности заключается в том, что Компания не сможет оплатить свои обязательства при наступлении срока их погашения. Компания тщательно контролирует и управляет своим риском ликвидности. Компания использует процедуры детального бюджетирования и прогнозирования движения денежных средств
• Компания подвержена кредитному риску, т.е. риску неисполнения своих обязательств стороной контракта и, вследствие этого, возникновения финансового убытка Компании. Финансовые инструменты, которые способны создавать существенные кредитные риски для Компании, состоят, главным образом, из денежных средств и их эквивалентов, банковских депозитов и дебиторской задолженности, включая необеспеченную торговую и прочую дебиторскую задолженность.
• Кредитный риск Компании в основном относится к торговой дебиторской задолженности. Значительный объем продаж Компании приходится на сравнительно небольшое количество оптовых компаний, занимающихся торговлей фармацевтической продукцией. Кроме того, Компания осуществляет продажи по Федеральной программе обеспечения населения лекарственны и средствами, обязательный срок кредита по которой может составлять 180 дней. Доля продукции ОАО «Верофарм» в системе ДЛО сейчас не превышает 1,5%, что способствует снижению кредитных рисков.
Так как ценные бумаги Компании номинированы в национальной валюте Российской Федерации (в рублях), доход по ценным бумагам (дивиденды) подвержен влиянию инфляции.
4. Правовые риски
Ужесточение государственной политики по валютному регулированию может негативно отразиться на деятельности Компании в связи с тем, что часть выручки Компания получает в иностранной валюте. Однако в краткосрочной перспективе риск существенных изменений в российском валютном законодательстве является невысоким. В связи с отсутствием у Компании значительного количества валютных контрактов влияние данного риска на деятельность Компании незначительно.
Существует риск изменения налогового режима в Российской Федерации, что может привести к увеличению налоговой нагрузки, и, соответственно, к изменению итоговых показателей хозяйственной деятельности Компании, включая уменьшение активов и чистой прибыли. В случае внесения изменений в действующие порядок и условия налогообложения, Компания намерена планировать свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом этих изменений. Действующее российское законодательство в области таможенного контроля и сбора пошлин меняется в сторону улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности: упрощаются процедуры оформления продукции на экспорт, с целью поддержки российского производителя вводятся льготы при уплате пошлин, предоставляются права на возмещение НДС из Федерального бюджета. Однако даже в случае появления негативных тенденций в сфере таможенного контроля и политики в области пошлин влияние данного риска на деятельность Компании представляется несущественным в связи с незначительными объемами экспорта и импорта в деятельности Компании.
Компания осуществляет свою деятельность на основании выданных уполномоченным органом исполнительной власти лицензий. Законодательно установленные требования к лицензируемым видам деятельности периодически изменяются. В случае повышения требований к лицензированию производства лекарственных средств Компания должна будет увеличивать свои затраты на соответствие новым лицензионным требованиям.
Предпринимаемые Компанией в настоящее время, действия по улучшению процесса производства продукции уменьшают влияние этого риска на деятельность Компании.
Риск изменения общей судебной практики по вопросам, которые так или иначе могут касаться деятельности Компании затрагивает Компанию в
той же мере, как и любого иного участника российского рынка. Риски изменения судебной практики, которые могут сказаться на результатах текущих судебных процессов, имеются.
Компания не участвует ни в одном из судебных процессов по вопросам лицензирования, а также иных процессах, которые могут существенно повлиять на результаты деятельности компании.
5. Риски, связанные с производственной деятельностью Компании
В деятельности компании существует риск, связанный с отсутствием возможности продлить действие лицензий компании на производственную деятельность, даже с учетом нечеткости прописанных процедур и лицензионных условий. Кроме того, компания вынуждена расходовать значительные средства на получение разрешений на производство лекарственных средств.
Существуют риски, связанные с возможной ответственностью компании по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ компании.
В целях минимизации этого риска Компания:
· при принятии решений о поручительстве за третьих лиц тщательно проверяет их финансовое положение;
· контролирует исполнение обязательств перед третьими лицами дочерними предприятиями, в том числе по обеспеченным обязательствам.
Компания осуществляет продажу произведенной продукции на территории России в основном через оптовые компании.
Риск потери этих потребителей продукции существует, но он минимизируется следующими обстоятельствами:
· длительной историей взаимоотношений между Компанией и оптовыми компаниями;
· наличием у Компании эксклюзивной продукции;
· выгодными ценами на продукцию Компании;
· привлекательной для потребителей кредитной политикой Компании.
· Развитие связей по сотрудничеству с аптечными сетями (национальными и региональными).
Главная задача риск-менеджмента Компании состоит в выявлении и предотвращении возможных неблагоприятных событий, нахождении путей минимизации их последствий, создании методологий управления. Основные составляющие риск-менеджмента: стратегия, методология, процедуры, контроль, актуализация.
Основными методами управления рисками являются:
· идентификация, анализ, оценка риска;
· регламентирование операций – разработка процедур проведения;
· установка лимитов на операции;
· диверсификация операций;
· формирование достаточного уровня резервов на покрытие потерь;
· поддержание достаточности капитала.
Заключение
предпринимательский риск – это возможная, вероятностная потеря ресурсов в процессе деятельности малых предприятий и, следовательно, недостижении ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода). В то же время предпринимательский риск в отдельных сферах деятельности (например, на рынке финансовых услуг) может проявляться в получении большей по объему прибыли (дохода), чем намечалось до осуществления определенных операций. В более узком смысле слова, предпринимательский риск можно понимать как опасность возникновения экономического ущерба в процессе осуществления отдельных видов деятельности.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.
Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.
Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса—действий конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.
Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятии решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда фактора, один из которых являются внешними, по отношению к предпринимательской организации, а другие – внутренними.
Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска) и факторы косвенного влияния (не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению). К внутренним факторам предпринимательского риска можно отнести следующие: сам предприниматель, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний; личностные характеристики предпринимателя как собственника малого предприятия; состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу; защита предпринимательской тайны; строгое соблюдение законодательства, и др.






