Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов (по Ю.Б. Гиппенрейтер)

Сознание в виде острова, погружённого в море неосознаваемых процессов.

 

I – неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это технические исполнители или «чернорабочие» сознания. Многие из них образуются путём передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

II – неосознаваемые побудители сознательных действий (наравне с процессами сознания на схеме). Они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

III – "надсознательные" процессы.

 

Индивид – индивидуальность – личность.

 

Индивид – это особь, которая указывает на принадлежность к определённому биологическому виду.

Личность – это уникальный набор индивидуальных свойств в человеке (Гилфорд).

Личность – это комбинация относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению (Бирн).

Личность – это субъект и объект общественных отношений (отечественная психология).

Личность – это человек, способный выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и выработанных человеком форм поведения и деятельности (Д.Леонтьев).

Личность – это инструмент достижения сущности человека (Братусь).

Процесс формирования и функционирования личности включает в себя ряд этапов согласно отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский):

1.Слияние социума

2.Попытка обрести автономию – протест против социального общества: а) кризис 3-х летнего возраста; б) подростковый возраст.

3.Самодетерминация

4.Самореализация (личностный рост, достижение более высокого уровня развития).

5.Этап преодоления своего ограниченного «Я» и слияние с общими ценностями (человек оставляет свой личностный след другим людям).

Комплексный подход к анализу человека (Б.Ананьев). Блоки:

· Характеристики человека как индивида

· Характеристики человека как личности

· Характеристики человека как субъекта деятельности

Анализ блоков включает в себя:

· Первичные свойства

· Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства

· Высшая интеграция первичных и вторичных свойств

· Основная форма развития

А) Индивидное свойство человека.

· Первичные свойства: половозрастное, индивидуально-типическое свойство (телосложение, биохимическая реакция), нейродинамические свойства мозга, функциональная асимметрия больших полушарий.

· Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства: динамика психофизиологических функций, вербальных, логических, мнемических и сенсорных (структура органических потребностей).

· Высшая интеграция первичных и вторичных свойств: темперамент, задатки, служащие для развития способностей.

· Основная форма развития: онтогенетическое развитие.

Б) Личностные свойства человека.

· Первичные свойства: статус личности (положение в обществе), общественные функции или роли, цели, ценностные ориентации.

· Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства: мотивация, структура общественного поведения.

· Высшая интеграция первичных и вторичных свойств: характер, склонности.

· Основная форма развития: жизненный путь, его социальная биография.

В) Человек как субъект деятельности.

· Первичные свойства: сознание, деятельность.

· Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства: ЗУНы.

· Высшая интеграция первичных и вторичных свойств: творчество, способности, талант.

· Основная форма развития: история производственной деятельности в обществе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: