Методы культурологических исследований

Структура культурологического исследования,

его этапы, элементы .

Методы культурологических исследований.

Программа и методология культурологического исследования.

Как писать ВКР по культурологи?

(4 часа)

Чтобы знать существо любых социальных процессов, необходимо получать о них своевременную и достоверную информацию. В культурологии, как и в иных отраслях социального знания, источником такой информации является научное исследование. Культурологическое исследование − это изучение социокультурной реальности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение проблем культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феноменов культуры как системы, и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социокультурной информации.

Для проведения научного исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки. Особое внимание следует уделить правилам подготовки исследования. Здесь можно провести аналогию между подготовкой и проведением культурологического исследования и приготовлением пищи. Срабатывает принцип домашней хозяйки: что положишь, то и получишь. Только в сказке можно варить суп из топора. Поэтому очень важно знать содержание, структуру, принципы и правила осуществления культурологического исследования. От того, что будет заложено в его программу, зависит конечный результат. Отсюда очевидно, что следует разобраться с видами культурологического исследования, его этапами и программой.

 

Методы культурологических исследований.

В зависимости от поставленной цели культурологического исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление тенденций развития культуры как системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней, то вторые касаются изучения конкретных культурологических проблем часто связанных с решением прикладных практических задач (например, оценки эффективности деятельности культурно-просветительных учреждений). В редких случаях исследования могут иметь и смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.   

Говоря о видах культурологических исследований, следует отметить, что они выступают как разовые или повторные. Любое разовое исследование дает возможность получить знание о состоянии объекта на текущий момент, повторное же позволяет увидеть его в динамике, изменении, развитии.

Повторные научные исследования (социологические, педагогические, психологические и т.д.), в свою очередь, могут быть панельными, лонгитюдными, трендовыми, мониторинговыми. Панельные предполагают изучение одного и того же социального объекта с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Например, с периодичностью в 5 лет. Лонгитюдное исследование означает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Временные промежутки между повторными исследованиями зависят от характера изменения объекта. Трендовые исследования представляют собой повторные исследования различных социальных объектов. Мониторинг – это повторные исследования общественного мнения по различным (в нашем случае, социокультурным) проблемам.  

В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как описательные и аналитические. Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). Результатом такого исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы без стремления к глубокому проникновению в существо дела.

Что касается аналитического исследования, то в ходе его проведения требуется выявление причин, противоречий, характера и способа разрешения проблем. В аналитическом исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне.

Рассмотрим эти два вида на примере исследования   культурного содержания свободного времени студентов. Описательное исследование даст общую и целостную картину использования студентами своего свободного времени. В ходе его можно выявить различия в использовании свободного времени студентами разных курсов и факультетов, юношами и девушками, живущими в общежитии или с родителями, хорошо или слабо успевающими и т.д. Описательное исследование позволит охарактеризовать бюджет свободного времени студентов и его структуру. Можно будет сказать, какие способы проведения культурного досуга окажутся самыми распространенными и массовыми, какие встречаются реже. Из описательного исследования станет видно, какие культурного формы использования свободного времени предпочитают студенты. Перечень аспектов описательного исследования может быть продолжен.

Аналитическое исследование культурного содержания свободного времени студентов включает описательное лишь как составную часть. Исследование идет «вглубь», стараясь дать ответы на вопросы преимущественно причинно-следственного характера: почему студенты предпочитают проводить свободное время так, а не иначе? связано ли это с развитием потребностей, интересов, ценностных ориентации студентов и, если да, то как именно? почему одним студентам постоянно не хватает свободного времени, а другие не знают, как его "убить", чем заняться в часы досуга? Приведенный перечень вопросов далеко не полон, он дает представление о глубинных аспектах проблемы свободного времени студентов.

Очевидно, что проведение аналитического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Имеет зна­чение умение видеть объект и предмет культурологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и зависимостях.

Еще один критерий выделения видов культурологического исследования – их масштабность. Здесь нужно выделить международное, общенациональиое, региональное, отраслевое и локальное исследования.

Далее перейдем к методам культурологического исследования.

Понятие «метод» (от греческого «путь») означает способ, путь, подход исследования, выступающий как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности и обеспечивающий ее соответствие природе изучаемого объекта и как следствие – истинность познания.

Культурология как комплексная наука использует все методы социогуманитарного познания: как методы отдельных социальных и гуманитарных наук, так и аналитические процедуры междисциплинарного и общенаучного плана. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием.

Наиболее часто используются следующие методы:

диахронический метод подразумевает рассмотрение явлений, факторов, событий культуры в хронологической последовательности их появления и протекания, анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления;

синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном временном отрезке, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий;

компаративный (сравнительно-исторический) метод – сравнение культур по какому-либо основанию, признаку;позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные, самобытные явления культурного комплекса и находить сходства и различия на уровне сущностных черт;

структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить внутренние связи, соотношения между ними, определить роль каждого такого элемента в функционировании культуры в целом;

типологический метод предполагает изучение культуры через переход от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса;

семиотический метод – изучение культуры и ее явлений как знаковых систем;

психологический метод важен при изучении особенностей национальной культуры, национального характера;

биографический метод подразумевает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира; позволяет изучать культуру как характеристику человека, как «меру человеческого в человеке».

В процессе культурологического анализа используются также частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии:

1) методы полевой этнографии – описание, классификация;

2) методы психологии и социологии – наблюдение, открытые интервью, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа;

3) методы исторических наук – анализ исторических источников;

4) математические методы – моделирование с применением математического анализа (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).

Как самостоятельная наука культурология использует различные принципы изучения культуры. Принцип – это  основное исходное положение какой-либо научной системы или теории. Важнейшим в системе культурологического знания является культурно-исторический принцип. Он означает, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» этих явлений прошлой культуры из соответствующей эпохи и перенесения в мир современных критериев и оценок грозит упрощением, непониманием, а то и просто вульгарным искажением историко-культурных процессов.

Диалектический принцип предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления.

Системный принцип позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность (при этом каждый элемент имеет смысл и играет определенную роль в системе).

Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и национальной культуры должно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или тем более искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении политически острых и злободневных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие амбиции и пристрастия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: