Программа и методология культурологического исследования

Само культурологическое исследование проводится по определенной методике. Она выступает как совокупность методов и процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о культурных артефактах, поведении групп людей, их оценках, суждениях, мнениях. Культурологическое исследование – это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1. подготовка исследования (разработка программы); 2. сбор первичной информации, т.е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке; 3. обработка полученных данных; 4. анализ и обобщение полученной информации; 5. составление отчета о результатах исследования.

На первом этапе культурологического исследования проводится крайне важная работа, от которой зависит его судьба: составляется программа. Ошибки, допущенные здесь, становится потом очень трудно, а то и невозможно исправить. Это один из самых трудоемких этапов исследования. Добротная программа – это половина успеха исследования.

Программа культурологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания программы она выполняет в культурологическом исследовании три основных функции: 1. методологическую (определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования); 2. методическую (разработка общего логического плана исследования) 3. организационную (разделение труда, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования).

Структура программы, включающая два основных раздела – методологический и методический выглядит так:

1. Методологический раздел: формулировка проблемы; определение цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение гипотезы.

2. Методический раздел: разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных; стратегический план исследования.

  Медологический раздел программы. Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Что такое проблема? Это противоречивая си­туация, требующая анализа или решения. Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием, нет, то не имеет смысла проводить исследование. Поэтому вначале полезно спросить себя: а не известен ли уже ответ на вопрос, не решена ли проблема, которая ставится? Реальная проблема обязательно должна нести в себе момент новизны, представлять пока не решенную задачу.

Для обоснования и формулировки проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что – пока нет. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид исследования – будет ли оно описательным или аналитическим.

После формулировки и обоснования проблемы определяются цель исследования и его задачи. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Под ней понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы.

Если цель в исследовании бывает, как правило, одна, то задач – несколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основными, так и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же.

Вслед за рассмотрением целей и задач необходимо определить объект и предмет исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – определенную общность, группу людей. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. В нашем случае нужно выявить, какие культурные явления или артефакты будут изучаться и на протяжении какого времени.

Предмет исследования – это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению (пример с медициной и поликлиникой).

Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операциональный анализ основных понятий, который часто принято называть процедурой их интерпретации. Ее смысл – четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в науке, операционального изучения. Это важно сделать еще и потому, что большинство культурологических понятий многозначно, имеет несколько смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе.

Возьмем понятие «свободное время». Как только оно не рассматривается в литературе, не говоря уже об уровне обыденного сознания! Для одних авторов оно оказывается временем, остающимся после работы (или учебы) и включающим в себя и сон, и приготовление пищи, и стирку, и стояние в очередях, и многое другое. Другими авторами данное время сводится лишь к досугу, развлечениям, отдыху, рекреации. Третьи рассматривают свободное время как сферу, противостоящую необходимости непреложных действий. Ясно, что если не определиться с содержанием этого понятия, можно допустить серьезные ошибки, которые сведут насмарку все исследование.

Вслед за процессом работы с понятиями формулируются гипотезы исследования. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием, или опровергнуть. Как правило, любое исследование строится на предварительных предположениях, без них трудно целенаправ-ленно вести изучение проблемы. Ученые любят повторять выражение Д.И.Менделеева, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза задает направление исследования. Гипотезы должны быть сформулированы лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Они должны быть ясными, непротиворечивыми и проверяемыми.

Гипотезы крайне важны для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы – задачами и системным описанием объекта. По существу они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта.

Гипотезы могут быть первичными (выдвигаемыми до начала исследования) и вторичными (выдвигаемыми в ходе его проведения). По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположение о причинно-следственных связях объекта), прогностические (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов).

Выдвижение гипотез – заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: