Тема 10. Парасимпатическая и интраорганные нервные системы

Лекция - 2 часа

Семинар — 2 часа

Содержание темы. Парасимпатическая система. Центральные ядра в головном и спинном моз­ге. Расположение периферических ганглиев. Относительная длина преганглионарных и постганглионарных волокон. Области иннервации. Интраорганная нервная система. Строение рефлекторной дуги. Области иннервации: энтеральный и внутрисердечный отделы. Связи с симпатической и парасимпатической системами.

Методические указания.

Центры парасимпатической нервной системы расположены в отделах головного и спинного мозга: среднемозговой отдел - средний мозг, бульбарный - продолговатый мозг и мост, крестцовый (сакральный) отдел — крестцовые парасимпатические ядра.

Необходимо обратить внимание, что периферические ганглии парасимпатической нервной системы расположены либо рядом с органом, либо в стенке органов. Поэтому, соответственно, преганглионарные волокна длинные, а постганглионарные – короткие.

Интраорганный отдел автономной нервной системы находится в органах, наделенных собственным моторным ритмом. Все три нейрона рефлекторной дуги находятся в стенке органа, поэтому этот отдел автономной нервной системы относительно независим от центральной нервной системы.

Семинар

Вопросы для обсуждения:

1. Строение парасимпатической сис­темы (центры, преганглионарные волокна, ганглии, постганглионарные волокна).

2. Интраорганная нервная система, особенности строения.

3. Сравнительный анализ строения и воздействий на разные органы симпатиче­ской и парасимпатической систем.

 

Тема 11. Введение в физиологию нервной системы. Основные понятия. Филогенез и онтогенез нервной системы.

                          Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

  Содержание темы. Понятие физиологии человеческого организма. Централь­ная нервная система (ЦНС). Понятие физиологии ЦНС. Краткая история становления физиологии ЦНС как науки. Важнейшие открытия в области физиологии ЦНС. Функции нервной системы. Принципы изучения меха­низмов ее деятельности. Методы изучения механизмов деятельности нервной системы.

Общие представления об эволюции. А.Н. Леонтьев о развитии психики в филогенезе. Этапы филогенеза нервной системы, эволюция моторики. Диффузная нервная система. Ганглиозная нервная система. Трубчатая нервная система. Эволюция мозга позвоночных. Головной мозг человека.Понятие эмбриогенеза живого организма. Основные этапы эмбриогенеза человека. Динамика формирования нервной систе­мы. Характеристика основных этапов формирования ЦНС. Созревание ЦНС на последующих этапах онтогенеза человека.

Методические указания. Данная тема является вводной. В ней необходимо обратить внимание на то, что физиология как наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его сис­тем и органов возникла в древней Греции (6 век до н.э.). Следует структурно рассмотреть понятие физиологии ЦНС с точки зрения различных исторических подходов. Кроме того, первые представления о рефлекторном принципе действия нервной системы человека были сформированы философом и математиком Рене Декартом еще в 18 веке.

 Особо стоит проблема истории становления физиологии ЦНС как самостоятельной науки занимающейся и дающей представления о комплексной иерархической регуляции основных видов деятельности организма, как по отдельности, так и в совокупности.

Следует вникнуть в то, что физиология ЦНС, явля­ется одной из наиболее развивающихся областей изучения мозга. В настоя­щее время она имеет несколько глобальных направлений, которые в основ­ном заняты исследованиями ряда принципов функционирования ЦНС.

При ознакомлении с материалами по второму вопросу для Вас главным в нем являются принципы изучения механизмов деятельности нервной системы. Современные методы исследования мозга человека взаимосвязаны с важнейшими открытиями в области физиологии ЦНС, поэтому психолог не может обойтись без регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр.

При изучении проблем третьего вопроса следует подробно рассмотреть схему основных отделов нервной системы и ее основные функции. Необходимо заметить, что эволюцию нерв­ной системы, ее структура и функции должны рассматриваться в неразрыв­ной связи с эволюцией моторики. Поэтому Вы должны рассматривать эволюцию нервной системы - как движение от простого к сложному. Приобретение нервной системой нового качества - основной ор­ган восприятия раздражений.

Кроме того, важно уяснить особенности диффузной нервной системы, а также особенности и закономерности функционирования трубчатой и ганглиозной нервной системы. Эволюция мозга позвоночных. Необходимо запомнить строение основных отделов головного мозга человека – продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный и конечный (большой) мозг.

Семинар

 Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление об этапах филогенеза нервной системы, эволюции моторики.

2. Диффузная, ганглиозная и трубчатая нервная система.

3. Основные этапы эмбриогенеза человека.

4. Характеристика основных этапов формирования ЦНС.

5.  Созревание ЦНС на последующих этапах онтогенеза человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: