Культ Митры и религиозный синкретизм 3 в

Кризис религиозной системы Рима начался еще в период перехода от Республики к Империи. Римское миропонимание не столько разрушалось, сколько менялось, пытаясь найти опору в новых, ранее для себя неведомых, понятиях. Если раньше общение с богами подразумевало некую абстрактность, выраженную фразой римского права «Я даю, чтобы ты дал», то теперь римляне искали не столько убежища и взаимоотдачи, сколько помощи и спасения, понимания того, что есть высшая сила, способная защитить, оказать содействие. В начале императорского периода среди римских граждан широко распространился скепсис в отношении традиционной религии. Интерес исповедовать ее пропал в среде не только интеллигенции, но и простого народа. Римская религия оказалась не в состоянии охватить новые территории, не поддававшиеся духовной унификации. Создание много­нацио­наль­ного государства было связано с распространением различных культов по всей империи, и мозаика религиозных течений вела к синкретизму объединению разнородных начал в религии без создания единого, внутренне логичного и гармоничного учения, поскольку основой механического единства являлось только государство, то есть светская власть.

Императоры нуждались в религии для духовного объединения разрозненных областей, проведенного на основе культа гения императора. Гений был божеством, сопутствовавшим и покровительствовавшим мужчинам (в противоположность покровительнице женщин Юноне), символом которого являлась змея. Гении имелись у семьи, города и государства, был гений римского народа, поэтому выдвижение гения римского императора не было из ряда вон выходящим. В руках правителя как представителя божественных сил сосредоточивалась государственная власть, он и его гений являлись символом новой империи, олицетворением римской государственности. Для провинциалов исповедание культа гения императора было проявлением лояльности по отношению к римской администрации, поэтому культ не выражал глубоких религиозных чувств населения и часто отправлялся формально. Строительство храмов, посвященных гению императора, учреждение жреческих коллегий, ведавших культом, многочисленные жертвы, угощения и представления в честь гения не создавали религиозного учения, объединившего народы империи.

В среде интеллигенции, духовной элиты, на первый план вместо религии выдвинулись концепции философской направленности, в частности стоицизм. В Риме его видными последователями являлись Сенека и император династии Антонинов Марк Аврелий (161–180), написавший философский трактат «К самому себе».

Стоицизм стал уделом избранных «аристократов духа» и не был широко распространен. Сенека поставил вопрос о религии и нравственности не традиционным для того времени образом: не во что верить, а как жить. Как должен поступать человек в крайних, тяжелых ситуациях? Сенека высказывал идеи, близкие христианским.

Философ считал, что настоящая жизнь человеческого духа начинается после смерти, поэтому тело – лишь темница души. Существует некий надмирный Разум, и люди являются частью сотворенного им космоса, поэтому в них заложена частица божественного. Высшее предназначение человека – соединиться с божеством через познание. Каждый ради внутреннего усовершенствования должен поставить себя над бренным телом и научиться его умерщвлять через строгий пост, ношение грубой одежды, то есть в условиях, не привычных для аристократов. Человека портит не богатство, а стремление им обладать, алчность – установка души, а не хорошее материальное положение.

Люди стали очень восприимчивы к учениям, связанным с нравственностью. На первый план выдвигалась идея морального обоснования человеческой жизни, поэтому новые религии находили отклик в сердцах многих. Одно из таких учений предлагал последователь новопифагорейской мистики Аполлоний Тианский (ум. в начале II в.). Сложно говорить о влиянии Евангелий на Аполлония, но важно другое – идея необходимости нравственного очищения была в ранней римской империи близка многим, хотя и воплощалась по-разному.

Религия приобрела синкретичность еще при династии Северов, т.е. в начале 3 века. Восток оставался центром религиозного влияния (культы Исиды и Серапсиса еще в 3 веке были популярны; культ Беллоны в конце 2 века). При Александре Севере была самая большая синкретичность и веротерпимость, уважались как служители Исиды, так и ранние христиане.

Вхождение разных культов на территорию РИ было связано как с вхождением разных провинций, так и с легионами, чей этнический состав был таким же разнообразным. С приходом к власти императора Аврелиана (270-275 гг.) он проводит религиозную реформу, где во главе ставит культ Непобедимого Солнца, но в это же время проникает и культ Митры из Малой Азии еще в 1 в. до н.э. Распространению митраизма способствовали иранские диаспоры, маги-халдеи, киликийские пираты и армия, где служили выходцы из восточных провинций. Бог верности и закона упоминался еще в проповеди Зороастра, но посвященные ему мистерии широко распространились лишь в римское время. По преданию, Митра убил быка, воплощавшего первоначальное зло. Митраизм, как и учение Аполлония, имел внешнее сходство с христианством, поскольку в нем содержалось повествование о земном рождении, вознесении и искупительной жертве Митры за человечество, а также о воскресении и бессмертии души. Митра был тесно связан с солнцем, являлся хранителем договора и союза, побеждающим зло, дарующим вечную жизнь через пролитую на жертвенном алтаре кровь. Императоры время от времени оказывали митраизму покровительство, ведь сам по себе культ легко приспосабливался к римскому мировоззрению и ценностям, что положительно отличало его от христианства. Ни сам культ Митры, ни мистерии в его честь не запрещались властью, приверженцы не подвергались гонениям, что способствовало его популярности. Чем больше возрастала роль армии в империи, тем больше культ Митры был популярен, особенно у императоров. Митра – гарант правопорядка и справедливости. Благодаря ему в мире обеспечивался порядок вещей: смена времен года, рост растений, созревание плодов. В отличие от римских богов, Митра – отзывчивый бог. Но основная его функция – борьба с силами тьмы, уничтожение злого начала. Митра обещает не только жизнь после смерти, но и чистую обновленную землю. В Митре и в солярном культе императоры могли видеть идеологическую опору в борьбе с христианством, предоставив в качестве равноценной замены бога-спасителя.

В 1-3 вв идет формирование и развитие христианства на территории РИ, процесс которого завершился окончательно в 4 в. В первую половину 3 века формируется христианская церковь, собираются первые соборы епископов, оформляется обрядность и литургия. Христиане ведут борьбу с язычниками, но все же сохраняют силу. К началу 4 века

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: