Информация для бизнеса – исходная составляющая принятия планово-управленческого решения, его исполнения, контроля и регулирования производственного процесса. В основе информационного обеспечения лежат постоянный сбор, хранение, переработка, обновление и подготовка к использованию различных данных о производстве, его результатах, о тенденциях развития, о закономерностях и перспективах исследуемого бизнеса в будущем и другие статистические данные.
Целесообразно всю информацию по бизнесу и управлению им систематизировать определенным образом.
А. По характеру стабильности информации.
1. Статистическая информация о прошлом периоде.
2. Производная информация, полученная в результате обработки статистической информации.
Б. По источнику получения информации.
1. Информация внутрифирменная.
2. Информация внешняя, которая должна отслеживать все процессы и явления, происходящие за пределами данного предприятия, но имеющие для него определенное значение.
В. По точности информации.
1. Информация фактическая, полученная по свершившемуся факту и поэтому принимаемая как точная.
2. Информация прогнозная, которую принимают на основе прогноза будущих процессов и явлений, и поэтому несущая определенную погрешность.
Г. По источнику получения внешней информации.
1. Информация рыночная, учитывающая действие рыночных процессов и явлений.
2. Информация законодательная, которая действовала в прошлом периоде, но может быть изменена в законодательном порядке.
Конкретизируем характер используемой информации для управленческой деятельности.
К внутрифирменной информации, представляющей интерес для выработки и принятия планово-управленческого решения, относятся следующие статистические данные о работе предприятия в прошлом по отдельным временным интервалам:
- объемы производства продукции по каждой ассортиментной позиции в натуральном выражении;
- объемы продаж этой продукции по периодам;
- цены товаров по ассортиментным позициям, по периодам и рыночным нишам, в которых реализуются данные товары;
- рентабельность производства в целом по предприятию и по отдельным товарным позициям;
- производственная мощность предприятия по товарным позициям;
- уровень использования производственной мощности;
- общие текущие затраты на производство продукции;
- удельный вес переменных и постоянных затрат в общих затратах предприятия;
- затраты предприятия по экономическим элементам (в целом, а также с выделением долей переменных и постоянных затрат) на оплату труда, социальные платежи (налоги), на сырье и материалы, на топливо, энергию, амортизацию и прочее;
- структура себестоимости продукции по переменным и постоянным затратам.
Вся статистическая информация соответствующим образом должна быть обработана методами бухгалтерского учета. Полученная на ее основе необходимая управленческая информация и будет использоваться при расчетах и обосновании планово-управленческих решений. Таким образом, практически вся используемая для управления информация носит производный характер, т.е. исходная статистическая информация должна быть соответствующим образом переработана и подготовлена для дальнейшего потребления. К внутрифирменной информации можно также отнести информацию, которую надо прогнозировать предприятию на будущий период. К ней можно отнести следующие данные об изменении прошлых затрат, которые принимаются за базу сравнения:
- прогноз изменения затрат по экономическим элементам в абсолютном выражении (оплата труда, социальный налог, сырье и материалы, топливо и энергия, амортизация и пр.) в разрезе переменной и постоянной их доли;
- прогноз изменения себестоимости продукции в будущем периоде в целом, а также отдельно по переменной и постоянной составляющим.
Внешняя информация для принятия управленческих решений в основном прогнозная и может быть подразделена на рыночную и законодательную. К ней относятся:
- ценовая эластичность товара;
- эластичность спроса товара по доходу потребителей;
- прогноз изменения платежеспособности потребителей продукции;
- перекрестная эластичность товара по цене взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
- прогноз изменения качества выпускаемого товара;
- эластичность спроса товара по качеству;
- рыночная доля фирмы по общему объему продаж товара;
- прогноз изменения поставок товара конкурентами данной фирмы.
К внешней законодательной информации относятся данные о действующих налогах и возможных изменениях налоговой системы как по составу налоговых платежей, так и по нормам этих платежей. Составляющими системы налогообложения являются налоги, выплачиваемые:
- предприятием;
- членами трудового коллектива фирмы;
- потребителями продукции.
В процессе использования информации в управленческой деятельности особое значение имеет прогноз изменения фактической информации прошлого периода. Именно прогнозная информация позволяет предвидеть, как изменится состояние конкретного предприятия в будущем, если те или иные параметры его деятельности, а также параметры внешние по отношению к фирме, претерпят изменения. Это свойство прогнозной информации играет чрезвычайно важную роль, – ибо она, будучи обработанной особым образом, позволяет предвидеть, какая ситуация может возникнуть на рынке в будущем и как надо предприятию к ней подготовиться, а также к каким последствиям для бизнеса может привести внесение изменений в законодательства России и местных органов самоуправления.
Поэтому к информационному обеспечению принятая управленческих решений надо относиться особенно серьезно, ибо от этого в будущем в огромной степени будет зависеть положение конкретной фирмы на рынке: будет ли она рентабельной или убыточной, стабильной и устойчивой или положение ее будет непредсказуемым.
Собранная и обработанная соответствующим образом информация нуждается в анализе для выявления тенденций развития бизнеса, определения закономерностей рынка, а также установления направлений изменения цен на используемые ресурсы, темпов инфляции национальной валюты в прошлом.
Целью проведения анализа информации для принятия планово-управленческих решений является, прежде всего, определение тех параметров и показателей, которые не изменятся в будущем плановом периоде, и, следовательно, не смогут повлиять ни качественно, ни количественно на будущие результаты деятельности фирмы. Задача в этом случае при принятии решения существенно упростится, ибо останется выяснить только изменяемые в будущем периоде параметры и показатели по сравнению с базисом, с тем чтобы учесть их влияние на конечный результат деятельности предприятия и отразить его при выработке планового решения.
Перечислим некоторые параметры и показатели в деятельности предприятий, которые почти всегда претерпевают изменения во времени как под действием собственных усилий, так и под влиянием внешней среды. К числу параметров и показателей, изменяемых под влиянием самого предприятия, относятся:
- рентабельность производства;
- объем производства продукции;
- уровень использования производственной мощности;
- величина затрат на производство продукции, структура затрат по экономическим элементам;
- удельный вес переменных и постоянных затрат на производство;
- изменение расхода производственных ресурсов на выпуск продукции под влиянием внедрения мероприятий научно-технического прогресса;
- изменение качества производимой продукции.
К параметрам и показателям, изменяющимся под воздействием внешней рыночной и законодательной среды, относятся:
- темпы инфляции национальной валюты;
- изменение цен на используемые производственные ресурсы;
- изменение себестоимости производимой продукции;
- изменение эластичности спроса товара по доходу потребителей (только в долгосрочном периоде, ибо в краткосрочном периоде в пределах полугода этот параметр практически не изменится);
- изменение платежеспособности потребителей;
- изменение рыночной доли продаж товара;
- политика конкурентов в области объема производства товара и изменение его поставок на рынок;
- политика конкурентов в области цен на товар;
- изменения законодательной базы в области налогообложения (действует только в долгосрочном периоде, ибо каждые месяц-два или квартал законы не меняются).
При анализе всей этой информации очень важно проследить динамику изменений всех показателей во времени, установить сложившиеся тенденции и закономерности. Соответствующие службы предприятия (в основном службы маркетинга) должны постоянно собирать соответствующую информацию по периодам, конкурентам, рыночным товарным нишам, ассортименту продукции и пр. Это создает возможность превратить анализ в действенный инструмент прогнозирования, поиска резервов производства и повышения его эффективности.






