Вопрос 3. Неосознаваемые явления в психике

       Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: 1. Автоматизмы 2. Установки; 3. Неосознаваемые мотивы;

Автоматизмы

       Автоматизмы – это освоенные способы действия, или операции (по А.Н.Леонтьву). Автоматизм – это общая черта всех освоенных действий, которые являются свернутыми, сокращенными, протекающими без контроля сознания. Они составляют операционально-техническую основу действий, позволяют разгрузить наше сознание от рутины, привычных приемов. Двигательные автоматизмы называются навыками. Например, навык вождения автомобилем. Трудовая, спортивная деятельность складывается преимущественно из навыков. (Резчик по металлу). Навыки неосознаваемо взаимодействуют. Интерференция – отрицательное взаимодействие и перенос - положительное взаимодействие. Устная и письменная речь составлена из таких неосознаваемых процессов. У ребенка рано сформировывается чувство языка, он правильно оперирует падежами, склонениями без специального сознательного обучения. У детей и взрослых в процессе чтения и изучения орфографии формируется грамматическая зоркость. Это автоматизм распознавания грамматических ошибок. Пушкин не представлял русской речи без грамматической ошибки, как лица без улыбки. Стихийный познавательный опыт и опыт трудовой деятельности наполнен такими автоматизмами. Как что получается у мастера, он не знает. Осознание или рефлексия этого операционального опыта при стихийном усвоении не происходит. Осознанность или сознательность учения – это одно из требований дидактики.

       В процессе обучения действия первоначально осуществляются на четко осознаваемой основе, а затем в ходе их освоения они автоматизируются и уходят из сознания. Как, например, при обучении письму, счету. Но в процессе обучения освоение логических операций абстрактного мышления происходит без их осознания. Только в тренингах это оказывается возможным. В содержании традиционного обучения такой цели нет. Термометр, какой показывает температуру.

Неосознаваемое двигательное сопровождение сознательных действий.

       Это своеобразные рудименты сознательных действий. Они их не реализуют и не подготавливают, а просто сопровождают без всякой на то надобности. Чаще всего это определенные мышечные движения. Один высовывает язык при письме, другой морщит лоб, когда думает.

Установки

       Установка это – готовность субъекта к совершению определенного действия, это своеобразная преднастройка к действию. Явление установки широко изучено в грузинской психологической школе, созданной Д.Н.Узнадзе (1886 – 1950).   Установка предшествует действию и влияет на его качество. Но осуществляет действие навык. Установка проявляется во всех сферах психики. Самые типичные примеры из психологии восприятия, включая межличностное. В социальной психологии механизм установки рассматривается как проявление конформизма. Предварительная характеристика человека влияет на его восприятие.

Неосознаваемые мотивы

       Фрейд выделил три основные формы проявления неосознаваемых мотивов: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.),  невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот один пример из его врачебной практики. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: "Разрешите считать наше собрание закрытым".

Вопрос 4.Защитные механизмы психики.

       Психологическая защита (ПЗ) - одна из функций психики, направленная на сохранение целостности сознания и личной идентичности человека от разрушительных воздействий конфликтов, стрессов, травм (обид, унижений, горя и т.п.)

       Цель защиты – снижение эмоциональной напряженности, предотвращение дезорганизации поведения и сознания.

       Сознание субъекта защищает себя от собственного неприемлемого поведения, чувств, желаний, мыслей.

       Способы ПЗ – это формы поведения субъекта, проявления его чувств и мыслительной деятельности. Проще говоря, сознание защищается от одних психологических феноменом с помощью других психологических феноменов. 

       Механизмы защиты – это особенности нейтрализующего влияния выбранной сознанием формы защиты на психотравмирующую, стрессовую ситуацию.

       Эти механизмы определяют вид ПЗ. Они делятся на пассивные, чисто ментальные и активные, поведенческие и деятельностные.

       К пассивным относятся: отрицание, вытеснение, подавление, проекция, идентификация, сновидения и фантазия, регрессия, гиперкомпенсация. Активные виды ПЗ – замещение, сублимация и рационализация. Предпочтительными являются активные виды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: