Вопрос 5. Понятие о языке, речи и речевой деятельности

 

       А.Р.Лурия определяет язык как систему кодов, обозначающих предметы и их отношения. С помощью этих кодов предметы вводятся в известные системы или категории. Язык – система особых словесных знаков. Знак – заместитель реальных предметов и явлений.

       Знак позволяет исследовать предмет при его отсутствии. Такое исследование называется моделированием. Любой предмет может выступать по отношению к другому предмету моделью, т.е. замещать его. Замещение – глобальная функция нашей психики, приписываемая прежде всего воображению. 

       Условный раздражитель для животного становится сигналом наступления значимого события, т.к. он замещает безусловный, реальный раздражитель (ту же пищу).

       Крик птицы, которая заметила опасность, сигнализирует о ее появлении, замещает ее в режиме реального времени. В этом особенность «языка» птиц и других животных.

       В крике передается эмоциональное состояние животного. Как собственно и в крике человека. Никакой объективной информации о предмете он не несет.

       Но крик все-таки заместитель реальной ситуации, знак тревоги или найденного корма. Кудахтанье курицы – сигнал для цыплят, что найдет корм.   

       Речь – это процесс использования языковых средств, живое владение языком. Устная речь наряду с письмом является высшей психической функцией человека.

       Речь рассматривается как средство общения. Такое общение получило название вербальное общение.

       Речевая деятельность – это такая деятельность, которая направлена на прием и выдачу сообщения, формирование мысли во внутреннем и внешнем диалоге.

       Речь – ведущий фактор психического развития. Язык опосредствует взаимодействие человека с миром.

       Хуже быть глухим, чем слепым. «В начале было слово». Язык и речь – главные медиаторы в отношениях человека с миром.

       Проблема опосредствования психики и сознания является центральной проблемой культурно-исторической психологии, созданной Л.С.Выготским.

       На активность языка по отношению к субъекту (ребенку) указывал Гумбольдт. Не ребенок овладевает языком, а язык овладевает ребенком. Эти слова Гумбольта любил повторять В.В.Давыдов, подчеркивая роль языка в психическом развитии.

       Функция слова и речи в целом наделять испытываемые чувства и воспринимаемые предметы определенными значениями, их означивание. Слово прозрачно как стекло (Потебня). Слово всегда обращено вовне, к определенному предмету и, как известно, обозначает предмет, действие, свойство объекта или отношение объектов.

       В этом состоит трудность в учении грамматики в первом классе. Сознание детей трудно переориентировать с предмета (обозначаемого) на слово (обозначающее).

       Задание для первоклассников. Сказать, какое слово «удав» или «червячок» длиннее.

       Означивание предметов с помощью слов – это явление вторичное. Но словесные значения могут возникать и в отсутствие предмета, когда реальный прототип не существует. Происходит подмена реальности знаками. Слово может творить ситуацию. В этом состоит основа идеализма.

Виды речевой деятельности.

Говорение --------------Слушание

      !                        !

Письмо--------------------Чтение

Говорение – Слушание – устная речь

Письмо – Чтение - письменная речь

Говорение - письмо – экспрессивная речь (вовне направленная)

Слушание – чтение – импрессивная речь (вовнутрь направленная)

них»

 Вопрос 6. Язык и мышление

       С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания: от чувственного к рациональному его уровню. Этот скачок стал возможен благодаря возникновению языка и речи.

       Язык является решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек может выходить за пределы чувственного опыта, выдвигать гипотезы, производить обобщения, делать умозаключения, рассуждать и т.д.

       Язык – важнейших культурный артефакт, самое выдающееся изобретение человека. Язык используется в речи для общения. А в мышлении он используется для познания.

       Использование языка в речи не равно использованию языка в мышлении. В первом случае надо владеть синтаксисом, а во втором – формальной логикой

       Поэтому языковое мышление – это логическое мышление. Это его наиболее существенная характеристика. Другие названия фиксируют знаковую природу этого мышления: абстрактное (отвлеченное), вербальное, дискурсивное (рассуждающее).

       Логическое мышление подчинено пропозициональной логике – логике предложений. (Пропозиция – лат. предложение) Эта логика является своеобразной грамматикой для мыслей. Пропозициональная логика – основная часть формальной логики. (Примеры из кросскультурных исследований М.Коула и А.Р.Лурии). Наиболее широко в психологии используются дедуктивная форма умозаключения – силлогизм.

       Неверный силлогизм. Человек имеет то, что не терял? Да. Ты не терял рогов? Нет, не терял. Значит ты рогоносец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: