Вопрос 8. Виды эмоций, их роль и функции. Теории эмоций

Классификация (виды) эмоций

       Додонов (1978) предложил классификацию эмоций по основанию испытываемых человеком потребностей.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье.

2.Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении.

3.Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет.

4.Праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному.

7. Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами.

8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10..Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей.

       В рамках своей концепции саногенного мышления Ю.М. Орлов выделяет группу патогенных эмоций. Автор утверждает, что болезненные патогенные переживания происходят из мыслей. Иначе говоря, имеют когнитивную природу, связанную с патогенным мышлением. Такое мышление ведет к болезням, страданию и конфликтам. Оно вызывает такие патогенные эмоции, как обиду, вину, стыд, зависть, гордость, ревность и некоторые другие. Альтернативой патогенному мышлению выступает саногенное мышление. Оно порождает здоровье, согласие и мир. Позволяет контролировать эмоции, осознавать их происхождение из мыслей. Это мышление не допускает переживания патогенных эмоций, угашает их эмоциональный заряд и изживает из памяти.

Роль и функции эмоций

       Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Конкретно эмоции выполняют функцию оценки всех внешних воздействий с точки зрения их полезности или вредности для организма и личности (применительно к человеку). Эмоции осуществляют регуляторную и побудительную функцию, т.е. участвуют в формировании мотивов поведения, принятии решения и т.п. Но можно возразить, что эмоции часто оказывают на организм и личность разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством эмоционального регулирования, а с его интенсивностью.

       Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

       Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против каждой точки зрения2.

        Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

Роль Эмоции Положительная Отрицательная
Положительные Успокоение, удовлетворение Благодушие, притупление чувства опасности
Отрицательные Мобилизация сил Гнев, потеря контроля

       «Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее (Макарова, 1968). «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Такому сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. К ним по определению не может наступить адаптация, они накапливаются и ведут к эмоциональному взрыву.

       Тогда страдает здоровье человека. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д. (Лукьянов, 1966).

       По Б.И.Додонову «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» (1978, с. 82).

       Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся. Однако несомненна главная функция эмоций - их участие в управлении поведением человека и животных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: