Условия возникновения эмоций. Теории эмоций

       Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

       В 1872 году Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой обосновал свой эволюционный взгляд на развитие эмоций у человека, их происхождение их физиологических проявлений.

       Дарвин считал, что эмоции либо полезны, либо это рудименты целесообразных реакций, выработанных у предков человека в борьбе за существование.

       Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

       «Периферическая» теория У. Джемса-Г. Ланге

Авторы американский психолог У. Джемс (1884) и датский патологоанатом К. Г. Ланге (1895). Утверждается, что эмоции являются следствием телесных реакций организма на внешний раздражитель. 

       По мнению авторов, неверно утверждать, что мы плачем, потому что нам грустно. Правильно думать наоборот - нам грустно, потому что мы плачем. Дрожим не потому что боимся, а боимся, потому что дрожим.

       Авторы опровергают схему: раздражитель à эмоция àфизиологическая реакция. Указывают, что здесь необходимость в эмоции отсутствует, т.к. реакция организма запускается восприятием источника опасности.

       Теория когнитивного диссонанса

       Разработал Л. Фестингер (1962; русский перевод - 2000). Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека.

       Несмотря на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории, существуют и другие данные, показывающие, что в ряде случаев и диссонанс может вызвать положительные эмоции (Hunt, 1962).

       По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходима определенная степень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т. п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п.

       Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Он считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П.В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»:

       Э= П (Ин - Ис), где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

       Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции, так как произведение Э = 0 (Ин - Ис) тоже становится равным нулю. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин - Ис) = 0, т. е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ис - Ин). Важность разности (Ин - Ис) Симонов обосновывает тем, что на ее основании строится вероятностный прогноз удовлетворения потребности. Эта формула дала Симонову основание говорить о том, что «благодаря эмоциям обеспечивается парадоксальная на первый взгляд оценка меры незнания»

       Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

       Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Автор выделяет 10 базовых эмоций: радость, интерес; удивление, печаль/горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина.     Эмоции имеют модальность, знак и интенсивность. Все параметры фиксированы в названии. Стыд – смущение, горе – печаль и т.д.

Классификация эмоций Додонова

Альтруистические, коммуникативные, глорические, пугнические, праксические, романтические, гедонические, эстетические, акизитивные (приобретательские).

Патогенные эмоции по Орлову: обида, вина, стыд, зависть, гордость, ревность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: