Как сформулировать свои цели так, чтобы они сбывались?

Урок 1. Цели

 

Очень частая проблема людей – в том, что при поступлении дохода мы все тратим на текущие нужды (продукты, коммунальные услуги, одежду), а наши цели и мечты так и остаются только в наших головах.

Зачем вообще нужно управление финансами? Чтобы достигать свои цели и исполнять свои мечты.

 

О чем Вы мечтаете?

 

Инвестиции как путешествие

Я живу в небольшом городе Улан-Удэ (это около Байкала).

Если я хочу попасть в Москву (расстояние 4419 км по прямой), я куплю билеты на самолет. Можно и на поезде поехать, но будет очень долго (около 5 суток) и неудобно. По сути, чтобы добраться до столицы нашей необъятной Родины, единственная реальная альтернатива – самолет.

Если я хочу попасть в Иркутск (450 км. по трассе), у меня уже больше вариантов: самолет, поезд, междугородный автобус или свой автомобиль. Иногда мне удобнее один вариант, иногда – другой. А ехать на такси до Иркутска – не самая лучшая идея, верно? Будет дорого и неудобно.

Если я хочу добраться из дома до работы, поезд и самолет как варианты в принципе невозможны. Выбор будет между маршруткой и такси.

У кого-то страшная аэрофобия и самолеты ему совсем не подходят.

 

С финансами проблема в том, что люди, как правило, не знают:

- где они находятся: сколько они по-настоящему тратят и сколько у них лишних расходов, сколько они зарабатывают, и какие у них есть активы и пассивы,

- куда они хотят попасть: не имеют четких финансовых целей (думают о чем-то абстрактном, типа, хотелось бы быть богатым);

- какие виды транспорта в принципе существуют, и какие из них подходят им в зависимости от расстояния между точками А и Б, и их финансовых возможностей. Если и знают, что существуют самолеты, то не знают, где купить на них билеты. Или не знают, что самолеты не летают между соседними улицами. Или обращаются в самую дорогую авиакассу, хотя есть aviasales и skyscanner. Или покупают билеты не туда, куда хотели попасть. А потом винят в своих ошибках авиакомпании.

 

Нет идеальных финансовых инструментов! У всех есть свои плюсы и минусы, и подходят они для разных ситуаций.

Структура курса

1. Определение инвестиционных целей (постановка точки Б)

2.  Определение точки А, то есть поиск инвестиционных ресурсов:

3. Какие финансовые инструменты мы можем использовать (какими способами можно добраться из точки А в точку Б)

4.  Как составить инвестиционный портфель

 

Какие инструменты мы будем разбирать?

Банковские инструменты

Страхование

Акции

Облигации

ETF

ПИФы

Недвижимость

Золото

 

Мы не будем разбирать на данном курсе, но эти способы использовать для достижения целей тоже возможно:

Фьючерсы

Опционы

Спекуляции

Прямые и опосредованные займы людям и компаниям

Покупка и создание бизнеса

 

Какие инструменты использовать в зависимости от срока цели?

Цели мы можем разделить на следующие категории:

1) Краткосрочные (до 1 года):

- направлены на финансовых задач, возникающих реже 1 раза в месяц, но в рамках одного года – например, отпуск или ремонт;

- для накопления на них используем инструменты с меньшей степенью риска – как правило, это банковские вклады и карты.

2) Среднесрочные (1-10 лет):

- направлены на решение финансовых задач, связанных с крупными приобретениями – например, автомобиль или квартира;

- для накопления на них уже можно использовать инвестиционные инструменты.

3) Долгосрочные (более 10 лет):

- направлены на создание накоплений, обеспечивающих финансовое благополучие в старости и будущее детей.

Чем дольше срок цели, тем более рискованные инструменты мы можем использовать. И наоборот, чем меньше срок цели, тем более консервативные инструменты мы должны использовать.

 

Как сформулировать свои цели так, чтобы они сбывались?

Правильно сформулировать свои цели и составить план по их достижению. Часто мы не достигаем целей, потому что неверно их сформулировали – не определили их стоимость и конкретный срок реализации. Или вообще поставили недостижимые цели. А еще жизнь – это не только про финансы, поэтому при постановке целей нужно учитывать не только их стоимость.

Предлагаю Вам рассмотреть систему постановки целей SMARTER – улучшенной версии системы SMART.

Хочу купить автомобиль – это не цель, это желание. Чтобы поставить «умную» цель, она должна соответствовать следующим пунктам:

- S (SPECIFIC) – КОНКРЕТНАЯ. Автомобиль определенной марки, определенной модели.

- M (MEASURABLE) – ИЗМЕРИМАЯ. Какого года модель Вы хотите? Сколько она сейчас стоит? Сколько будет стоить к моменту покупки? Помните о том, что в будущем Ваши цели станут дороже. Инфляция медленно, но верно делает свое дело.

Формула расчета будущей стоимости цели очень проста:

Текущая цена цели * (1+ставка инфляции)количество лет = будущая стоимость цели.

Понятно, что в какие-то годы ставка выше, в какие-то ниже. Но этой формулы вполне достаточно, чтобы составить план. Я рассчитываю исходя из ставки инфляции 6% в год. Вы можете рассчитывать исходя из большей или меньшей ставки.

Кстати, о чем еще стоить помнить – о том, что Ваши доходы должны расти как минимум с той же скоростью, что и инфляция.

Возможно, Вас испугает будущая стоимость цели, но есть классный способ обогнать инфляцию и ускорить наш путь между точками А и Б, и мы о нем поговорим (это инвестирование).

- A (ACHIEVABLE) – ДОСТИЖИМАЯ. За счет чего будет достигнута цель? Цель должна быть реалистичной и достижимой в тех временных рамках, которые для нее отводятся. Позже, когда мы с Вами изучим точку А – необходимо будет подкорректировать таблицу.

- R (RELEVANT) – УМЕСТНАЯ. Цель должна быть адекватной и согласованной с другими целями. Наши желания всегда бегут впереди наших возможностей. Поэтому необходимо определить приоритеты и порядок достижения целей. Не все цели надо начать реализовывать прямо сейчас. Цель «накопить на пенсию» может стартовать несколько позже, если сейчас для Вас более актуальна цель «закрыть кредит», например.

- T (TIME-BOUND) – ОГРАНИЧЕННАЯ ПО ВРЕМЕНИ. Цель должна иметь определенный срок достижения.

- E (EXCITING) – ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ. Не позволяйте другим навязывать Вам не Ваши цели. Цель должна вдохновлять именно Вас. Если Вы с рождения не питаете большой любви к автомобилям или к шубам, не ставьте себе такой цели. Лучше направить ресурсы на то, что является действительно Вашей целью (интересные книги на тему вдохновляющих целей: «Живи с чувством» Даниэллы Лапорт и «Давно пора!» Барбары Шер).

- R (REVISIT) – ПЕРЕСМАТРИВАЕМАЯ. Цель должна быть записана в месте, в котором вы будете видеть ее ежедневно. Можете прямо сейчас написать свои цели по этой системе и повесить на видное место.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: