Распределение ролей в учительской кооперации

 

При подготовке к реализации одного из вариантов обучения на основе индивидуальных образовательных программ в виде разновозрастной группы с целью ликвидации пробелов в дело включаются все педагоги образовательной организации, формируя учительскую кооперацию.

Вовлечение всех учителей в кооперацию является положительным моментом. Мы вместе обсуждаем все детали и советуемся, какую лучше методику выбрать для освоения того или иного учебного материала, какую клубную деятельность организовать в конкретный день.  При этом мы не ограничены какой-либо одной методикой. Не обязательно использовать на конкретном предмете сразу все методики без исключения: можно начать с тех, которые более понятны именно Вам.

Директор принимает на себя роль дежурного учителя. В её обязанности входит наблюдение за распорядком дня, координирование обучающихся, которые затрудняются с планированием деятельности, предоставление материалов для самостоятельной работы.

Учитель-ассистент выполняет функцию наблюдателя при работе с текстами по методике Ривина. Кроме этого, он может помочь учителю-предметнику, если заранее договорится с ним об этом при планировании деятельности во время работы учительской кооперации.

Учитель-предметник занимается подготовкой учебного материала для занятий.

Стоит заметить, что каждая роль является взаимозаменяемой: любой из учителей-предметников может ассистировать и при необходимости замещать дежурного учителя.

 

Расписание занятий

 

Основным принципом коллективного способа обучения является индивидуальное обучение сквозь призму коллективного, то есть каждый из учеников удовлетворяет свою образовательную потребность с помощью другого ученика. Иначе говоря, «каждый – цель, каждый – средство» [1,         с. 144]. Следовательно, перед учительской кооперацией ставится задача составить расписание таким образом, чтобы ученики могли посетить как можно больше интересующих их тем. 

Составление расписания происходит поэтапно. Во-первых, составляется технолого-методическая карта (ТМК), которая представляет собой общий список тем учителей-предметников с указанием методик и времени на освоение. Например, тема «Ударение» изучается 20 минут с помощью методики взаимотренажа (ВТ), а «Чередование в корне слова» 30 минут (+5 минут на запуск) в форме взаимообмена заданиями (ВОЗ).

Во-вторых, нужно определить те занятия, которые будут проходить в первый день. Наши педагоги составляют расписание следующим образом: с начала реализации индивидуальных образовательных программ (в нашем случае – 8:30) расписываем занятия каждого учителя-предметника с указанием времени на изучение темы:

8:30 – 8:50 – Русский язык, тема «Ударение».

8:30 – 9:00 Обществознание, тема «Что такое права?»

8:30 – 9:05 География, тема «Контуры географических объектов по карте» и т.д.

Далее расписываем вторую волну занятий, исходя из того, когда освободится педагог:

8:50 – 9:25 Русский язык, тема «Чередование в корне»,

9:00 – 9:20 Обществознание, тема «Бизнес»,

9:05 – 9:30 География, тема «Работа со сведениями о России по карте» и т.д.

Особенностью нашего распорядка является также то, что занятия с использованием методики Ривина проводятся в одно время для работы с текстами по разным предметам. Это стало необходимым вследствие того, что при проведении занятий по данной методике по каждому отдельному предмету возник дефицит напарников для проработки всех абзацев в тексте. Поэтому учителя договорились между собой подбирать тексты с одинаковым количеством абзацев.

Ученики самостоятельно решают, в каком порядке изучать выбранные темы. Кроме этого, работа с текстами по методике Ривина проходит в одно и то же время два раза в день. Для этого один из учителей-предметников вступает в роль учителя-ассистента и наблюдает за порядком взаимодействия. Это позволяет осуществлять полноценную работу в парах сменного состава для качественного изучения текста по одному предмету.

Параллельно с этим оставшиеся учителя-предметники организуют занятия для тех, кто не выбрал работу с текстом по методике Ривина.

В подготовку и реализацию клубной деятельности включаются не только учителя, но и персонал школы, ученики. Например, ученица 9 класса учит остальных движениям танцевального флэшмоба Российского движения школьников, а сотрудница технического персонала организует работу по выжиганию и наблюдает за соблюдением техники безопасности.

Расписание на последующие дни составляются учительской кооперацией, опираясь на сведения из табло учёта. Темы, которые выбрало много человек, ставятся каждый день, некоторые темы проводить вообще не приходится, так как их не выбрал никто. Вследствие этого высвобождается время для индивидуальных консультаций, проверки самостоятельной работы обучающихся. Возможна ситуация, когда учитель советует посетить ученику то занятие, которое необходимо пройти, так как у детей нередко встречается установка: «Я не умею это делать, поэтому туда я не пойду».

Таким образом, табло учёта – это не только список фамилий с перечнем изученных тем, но и мощный инструмент для планирования расписания как для учительской кооперации, так и для каждого ребенка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: