Выбор дней для коллективных учебных занятий, определение режима

Бадак Виктория Михайловна

Разновозрастная группа с целью ликвидации пробелов (трёхдневный опыт коллективного обучения

В Мингульской основной школе)

 

Оглавление

 

Первый опыт организации учебного процесса на основе индивидуальных образовательных программ. 1

Выбор дней для коллективных учебных занятий, определение режима. 4

Распределение ролей в учительской кооперации. 6

Расписание занятий. 7

Работа учителя-предметника. 9

 

Первый опыт организации учебного процесса на основе индивидуальных образовательных программ

 

Коллективное обучение набирает обороты в современной образовательной действительности. В мире, где индивидуальность царит во всём, название новой формы обучения может ввести в заблуждение: как можно обучаться коллективно и индивидуально в одно и то же время? Но только познакомившись с философией, принципами этой концепции становится ясно, что всё невозможное – возможно.

Первой из нашего коллектива ознакомилась с методиками коллективной системы обучения директор – Балагурова Светлана Алексеевна. Побывав на семинаре, который был посвящен обучению организаторов коллективного способа обучения, Светлана Алексеевна решила, что такую организацию занятий нужно апробировать и внедрить в нашей Мингульской основной школе.

Следующим шагом стало массовое обучение педагогов основных школ Сухобузимского района главным принципам коллективного обучения и методикам организации деятельности обучающихся по индивидуальным образовательным программам (ИОП). Весь педагогический состав нашей школы (8 человек) участвовал в муниципальном семинаре по подготовке организаторов коллективного способа обучения, который прошел в феврале 2018 года на базе Подсопочной основной школы. Многие из нашего коллектива отправились туда без энтузиазма, но директор сказал, что обязательно нужно посетить и прожить это каждому лично.

На семинаре мы впервые столкнулись с тем, что каждый участник образовательного процесса по индивидуальным программам самостоятельно выбирает для себя темы учебного курса. Это стало для нас неожиданностью. Обычно каждый обучающий семинар строго структурирован и имеет обязательную для всех программу.

Выбрав темы и составив свои индивидуальные образовательные программы, мы обратили внимание, что каждое занятие было организовано с использованием различных методик, а время занятий для изучения выбранных тем часто совпадало.

Эти несколько дней можно описать одним словом хаос. Хаос – в головах, тетрадях и в холле принимающей нас школы. Учителя планировали свою деятельность на день, чтобы посетить как можно больше тем, отмечали на табло учёта свой прогресс, искали себе напарника, работали индивидуально и в группах, и все это – в одно и то же время!

Но оказалось, что пропущенное сегодня занятие можно посетить на следующий день, а разобраться в методиках позволяют сопутствующие алгоритмы. В конце семинара пришло понимание того, что такая организация обучения помогает эффективно изучить новый материал за счёт постоянной смены вида деятельности, различного времени на изучение тем, работы с постоянно меняющимися партнёрами, когда ты снова и снова проговариваешь то, что изучил.

Прожив данный способ организации коллективного обучения, педагоги школы пришли к выводу, что обязательно нужно провести занятия в такой форме для учеников.

В мае 2018 года мы провели «Каникулярную школу» (13-15 июня) для учащихся 7-9 классов. Учителями был подготовлен список тем для учебной деятельности по предметам, выбраны методики, определены виды клубной деятельности.

Цель этой школы состояла в получении обратной связи: как отреагируют дети на новую форму обучения. По окончании каждого дня проводилась рефлексия в сводных отрядах, шло обсуждение успехов учеников, того, что им не удалось и по какой причине. В конце каникулярной школы детям было предложено написать отзывы, примерное содержание которых было следующим: «Очень классно, я могу выбрать темы сама!» или «Здорово, что я могу работать со своим другом из другого класса». После положительной реакции учащихся педагоги школы решили продолжать внедрять систему коллективных учебных занятий.

Но не все одобрили план и отнеслись к этому скептически. Это объяснялось тем, что далеко не каждый учитель понял, как можно применить все методики на своём предмете. Но директор, которая к тому времени посетила не один семинар, успокоила и сказала, что не нужно стараться объять необъятное и что начинать нужно с малого – с той методики, которая более близка конкретному педагогу. Такой договор позволил определить для каждого педагога из нашего коллектива несколько методик, которых мы придерживались при разработке заданий.

Следующим шагом стало посещение старшеклассниками «Школы погружения в несколько предметов» на базе Татарской основной школы в октябре 2018 года.

В ноябре 2018 года на базе нашей школы был организован «День допонимания по математике» для учеников 9 классов, где впервые к ученикам основных школ присоединились учащиеся средних. Этот опыт позволил вовлечь в деятельность основных школ педагогов-предметников средних школ, которые заранее готовили одну из тем, которые выбирали исходя из заданий на ОГЭ. Учителя принимающей школы оказывали помощь: дежурили и ассистировали педагогам средних школ.

В 2019-2020 году наш педагогический коллектив, апробировав некоторые формы организации коллективного обучения (каникулярная школа, школа-погружение в несколько предметов, день допонимания по одному из предметов) решил применить другой вариант обучения –  разновозрастную группу (РВГ) с целью ликвидации пробелов. Далее будут рассмотрены ключевые моменты, на которые педагогам следует обратить внимание при организации таких занятий.

 

Выбор дней для коллективных учебных занятий, определение режима

 

Ликвидации пробелов относится к учебной деятельности, поэтому было решено проводить занятия в форме разновозрастной группы с целью ликвидации пробелов в последние три дня каждой четверти. Почему именно последние три дня?

Во-первых, остаётся свободным время каникул, так как некоторые дети и родители против того, чтобы время отдыха фактически сокращалось. Учителя так же отнеслись к выбору дней положительно, потому что в каникулярное время можно заняться отчётами, привести в порядок свои документы. Во-вторых, последние три дня относятся к учебному времени, и дети понимают, что расслабляться ещё рано – нужно отработать эти дни максимально эффективно. Для учителей облегчается задача выбора учебного материала для занятий, так как к концу четверти становится понятно, какие возникли дефициты в знаниях у обучающихся (например, кто-то отсутствовал в связи с болезнью, кому-то не хватило времени усвоить материал).

Режим работы в школе практически не меняется: учебный день начинается в 8:00, время обеда регламентировано. Обычно первый день организован по следующей схеме:

8:00 – 8:10 – Вступительное слово и установочный доклад.

8:10 – 8:30 – Составление индивидуальных учебных, клубных программ участников. Составление индивидуальных планов на день.

1. Общегрупповая работа:

а) представление и обсуждение содержания учебной, клубной программ;

б) нормирование индивидуальных программ.

2. Работа по алгоритму в парах сменного состава, группах и индивидуально: составление, согласование и регистрация индивидуальных учебных и клубных программ участников.

3. Утверждение индивидуального плана у представителя учительской кооперации.

8:30 – 12:40 – Реализация индивидуальных программ в разных временных кооперациях и индивидуально.

10:10 – 10:25 – Обед.

12:40 – 12:50 – Формирование постоянных (рефлексивных отрядов). Рефлексия в сводных отрядах, сбор информации о результатах работы.

12:50 – 13:00 – Сбор командиров постоянных отрядов. Обобщенный отчет командиров отрядов о результатах работы обучающихся.

13:00 – Планирование учительской кооперацией расписания на следующий день.

В последующие дни режим отличается незначительно: исключается время на составление ИОП, которая была составлена в первый день. С 8:00 до 8:10 осуществляется планирование на день, время реализации индивидуальных программ поднимается с 8:30 на 8:10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: