Научные знания и образование

О существовании в нашей стране наук в современном понимании этого слова (истории, математике и т.д.) мы можем говорить лишь со времен Петра 1.

В Др Руси накапливались различные знания об окружающем мире, носящие прикладной характер, без теоретического осмысления и попыток привести их в стройную систему. Они выработались опытным путем, под влиянием практических потребностей:

- в процессе обработки земли русский крестьянин накапливал определенные агрономические знания;

- нужно было определять размеры земельных владений и их границы – возникло представление о геометрии;

- для строительства необходимо производить довольно сложные вычисления (знать число «пи» и т.д.) – развивались знания по алгебре и геометрии;

- для лечения людей нужны знания по медицине и ботанике;

- купцам и паломникам нужны сведения по географии.

В качестве примера рассмотрим историческое знание той или иной эпохи. Исторической науки не сложилось, но знания о прошлом существовали.

С возникновением государства на Руси появляются первые исторические произведения – летописи (запись произошедших событии по годам), а также литературные произведения о происходящих событиях («Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище»).

Самая древняя дошедшая до нас летопись, написанная в 1113 г. – это «ПВЛ». Авторство её приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, который при её составлении использовал несколько более ранних летописей 9-10 вв., не дошедших до нас. Помимо погодных записей событий в летопись входят тексты дипломатических договоров, юридических документов, пересказы фольклорных преданий, отрывки из житейской литературы. Тем не менее, «ПВЛ» отличается единством темы и идейного содержания: автора интересует происхождение и история государства, основная идея произведения – единство русской земли под властью киевского князя.

С возникновением раздробленности летописание появилось во многих княжествах, при этом локальные летописи отражали специфику своего княжества: галицко-волынское летописание огромное внимание уделяло борьбе князей и бояр (здесь она была как нигде острой) и т.д.

Происходящие события летописцы объясняли волей Бога, хотя нередко и деятельностью князей.

Большинство русских людей того времени проживали в сельской местности и были неграмотными (как и большинство людей в Европе). Образование получали представители духовенства и высших слоев населения, а также горожане.

Грамотность духовенства была обусловлена необходимостью совершать необходимостью богослужения. Если в Европе они велись на латыни, то на Руси – на церковнославянском языке. В княжеских семьях учили и сыновей, и дочерей – не только элементарной грамоте, но и языкам, и научным знаниям. Очень широко была распространена грамотность в боярской среде и в среде дружинников, выполняющих функцию чиновников. Достаточно широко была распространена грамотность среди горожан – купцов и ремесленников – купцов и ремесленников, главное доказательство этого – берестяные грамоты и граффити на стенах церквей.

Школы на Руси существовали при городских церквях, учителями в них были представители низшего духовенства. Образование давалось самое элементарное: учили чтению, письму, счету, основам православного вероучения и церковному пению. Инициаторами создания школ были князья: так, Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» (аристократии). При Киево-Печерском монастыре существовала школа «высшего типа» (сто-то вроде европейского университета той эпохи), готовящая юношей к государственной деятельности, где изучались богословие, философия, риторика, грамматика, исторические сочинения, произведения античных авторов естественнонаучные и математические труды.

Грамотность в домонгольской Руси имела более широкое распространение, нежели в Зап Европе (т.к. на латыни). На распространение и уровень грамот-ти монголо-татарское иго оказало губительное влияние – наступает откат назад.

Древнерусская лит-ра

До реформ Петра 1 огромное влияние на развитие древнерусской лит-ры оказывала церковь. Большинство книг религиозного содержания, авторы их часто были духовными лицами. С 11 в. на Руси, вытеснив письменность-глаголицу, начал использоваться алфавит-кириллица, составленный на основе греческой письменности братьями Кириллом и Мефодием – переводчиками Библии на церковнославянский язык.

Литературные произведения в Древней Руси писались на разговорном древнерусском, а не на церковнославянском языке.

Первоначально книги писались на пергамене, который бумага окончательно вытеснила лишь в 15-16 вв. До середины 16 в. книги были рукописными, почерки которыми они писались, носят название устава (11-13 вв.), полуустава (14-16) и скорописи (16-17).

Для древнерусской лит-ры характерны следующие жанры:

- летописи – погодные изложения произошедших в государстве событий («ПВЛ»);

- жития – жизнеописания святых («житие Бориса и Глеба»; житие Сергея Радонежского, написанное Епифанием Премудрым);

- эпические произведения (Слово о полку Игореве; «Задонщина»);

- хождения – описание путешествий («Хожд-е Афанасия Никитина в Индию»);

- публицистические произведения («Слово о законе и благодати митрополита Илариона»);

- лирические произведения (сказание о Петре и Февронии);

- воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»);

- произведения фольклора (песни, легенды, былины) в ту эпоху бытовали в форме устного народного творчества, записаны они были века спустя.

Особенности древнерусской лит-ры:

  1. Острая публицистичность (памятники лит-ры – одновременно и паят-ки общественной мысли, их творцы уделяют много внимания происходящим на Руси событиям, злободневным вопросам).
  2. Патриотизм, любовь к родной земле, гордость за неё – и беспокойство за её судьбу (монголо-татарское иго).
  3. Связь с церковной традицией (создаются деятелями церкви).
  4. Связь с дохристианской фольклорной традиций в том случае, если произведение создавалось в нецерковной среде. Так, в «Слово о полку Игореве» христианских образов почти нет, зато языческих – предостаточно (ветры – Стрибожьи внуки, вещий Боян – Велесов внук).
  5. Во многих произведениях, особенно возникших накануне и в период раздробленности, осуждаются княжеские усобицы («Слово о полку Игореве»). Во многих произведениях 14-15 вв. звучит идея единства русской земли под главенством Москвы.
  6. В ряде произведений встает вопрос о княжеской власти: Мономах в «Поучении» дает советы относительно того, каким должен быть идеальный князь.
  7. В ряде произведений московской лит-ры проводится мысль о преемственности Москвы от Владимира до Киева.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: