Древнерусская живопись

На развитие древнерусской живописи очень большое влияние оказала живопись византийская (заимствовались и технические приемы, и каноны культовой живописи). Нередко христианские мотивы переплетаются в древнерусской живописи с языческими, иногда в церквях изображались сцены повседневной жизни.

С началом монголо-татарского ига многие умения были утрачены. Лица стали изображаться отрешенными и лишенными индивидуальных черт.

Светское искусство известно мало, отметить можно миниатюры – книжные иллюстрации (лат. «минимум» - красная краска).

Основные формы живописи в этот период:

  1. Мозаика – картина из цветного непрозрачного стекла – смальты (Богородица – Оранта в Софии Киевской). К нач. 12 в. дорогостоящая и трудоемкая в исполнении мозаика целиком вытесняется фреской.
  2. Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фресками украшались стены и своды церквей. Сюжеты фресок были в основном религиозными, но есть искл-я – на некоторых фресках Софийского собора в Киеве запечатлены светские сюжеты (портрет семьи Ярослава Мудрого, картины кулачных боев, изображения охоты и скоморохов).
  3. Икона – (от греч. «образ, изображение») – изображение Иисуса Христа, Богородицы, ликов святых или событий священной истории, являющееся объектом почитания со стороны верующих.

Основные типы русских православных икон:

1. Господские (изображают Троицу и Спасителя).

2. Богородичные (изображают Богородицу).

3. Праздничные (посвящены церковным праздникам).

4. Именные или святых (изображают святых, ангелов и архангелов).

5. Житийные: вокруг основного изображения расположены клейма, повествующие о житии святого.

Иконописцы не знали линейной перспективы, которой пользовались мастера эпохи Возрождения – фигуры и предметы на первом и втором плане часто одинаковых размеров. Иконописцы не умели предавать трехмерность пространства: иконописные изображения часто плоскостные. Объем можно предать при помощи светотени: выступающие вперед части предмета делаются светлее – но иконописцы того времени не использовали этот прием. Фигуры очень сильно вытянуты вверх, что показывает их устремленность ввысь, к Богу.

Первые иконы попали на Русь из Византии (Богоматерь Владимирская). Иконопись вплоть до начала 15 в. развивалась под сильнейшим византийским влиянием.

В иконописи начиная с 12 в. стали складываться местные школы.

Характерными чертами новгородской школы живописи стали лаконичность композиции, выразительность и часто суровость персонажей (икона 12 в. – «Святой Георгий»). В 14 в. в Новгороде работал выдающийся живописец Феофан Грек (выходец из Византии). Его творчество характеризуется монументальностью, силой, драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой (росписи церкви Спаса на Ильине улице).

Для московских фресок и икон 14-15 вв. характерны яркие насыщенные цвета, торжественность, праздничность, скорее радостное, нежели скорбное настроение. Суровость образов не свойственна московской иконе – иконописцы Андрей Рублев и Дионисий. Произведения Андрея Рублева отличает глубокая человечность и возвышенная одухотворенность в сочетании с мягкостью и лиризмом. Его произведения проникнуты состоянием душевной гармонии, радостным и безмятежным отношением к миру. Иконы и фрески выражают идеи добра, любви к Богу и людям (икона «Троица»). Образы Дионисия полны света и радости, для них характерны яркие краски (фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные черты древнерусской культуры? Какое влияние оказали на неё политическая раздробленность и установление монголо-татарского ига?
  2. Как принятие христианства повлияло на развитие древнерусской культуры? Чем понятие «крещение» отличается от понятия «христианизация»?
  3. Охарактеризуйте научное знание в Др Руси. Что было основным стимулом его развития в эпоху?
  4. Как развивалось образование в Др Руси?
  5. Представители каких слоев населения получали образование? Чем это было обусловлено?
  6. Перечислите жанры Древнерусской лит-ры и назовите примеры произведений каждого жанра. Охарактеризуйте любое вам произведение древнерусской лит-ры.
  7. Какие характерные особенности присущи всем произведениям древнерусск лит-ры?
  8. Перечислите известные Вам черты древнерусск арх-ры. Как повлияли на её развитие политическая раздроблен-ть русских земель и установление монголо-тат ига?
  9. Охаракт-те влияние византийской и западноевропейск арх-ры на древнерусскую.
  10. Назовите известные Вам памятники арх-ры 11-15 вв., сохранившиеся на Киеве, Новгороде, Владимире и Москве. Охарактер-те подробно из них.
  11. Какие формы живописи сущ-ли ы Др Руси?
  12. В чем выражалось византийское влияние на древрусск живопись?
  13. Назовите основ типы русск православ-х икон и характерн черты древнерусск иконописи.
  14. Охрактерез-те новгород и московс иконописные школы.
  15. Назовите основ черты присущие 3-х иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Охаракт-те по одному произведению каждого из этих живописцев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: