Догоняющий характер развития

Основные черты и особенности русской культуры

Исторические условия формирования русской культуры и её основные особенности.

1) Уникальное географическое положение:

Наша страна занимает огромную территорию с самыми разными географическими условиями: от равнин до горных хребтов, от тундры до субтропиков. Российское государство на протяжении своей истории стремилось к территориальному расширению. С одной стороны, это давало нам новые ресурсы и новых поданных, с другой – все силы тратились на овладение новыми территориями, их охрану и освоение.

4 вытекающие из этого особенности:

  1. Русской культуре и мировоззрению свойствен гиперболизм. На фоне громадных по сравнению с соседними странами российских масштабов всякий замысел и всякое дело становились заметными и накладывали свой отпечаток на культуру только тогда, когда приобретали достаточно большой размах, а тои доводились до крайности. Гиперболична была преданность царю-батюшке, гиперболичны преобразования Петра Великого.
  2. Русский человек теряется на бесконечных просторах своей могучей и необъятной родины. Сам себе он кажется песчинкой и каплей в океане – и о ценности человеческой личности говорить не приходится (это усугубляется общинно-коллективистской психологией).
  3. Если европейский человек привык ценить те немногие природные богатства, которыми он обладает, то русский человек, в рамках которого огромные ресурсы, щедро тратит то, что имеет, не думая о том, что эти богатства не безграничны.
  4. Русский человек не отличается пунктуальностью, не умеет ценить свое и чужое время (Вечно опаздывает).

Земледелие – основа хозяйства (в суровых природно-климатических условиях)

На большей части территории природно-климатические условия довольно суровы – а основной формой хозяйства вплоть до 20 в. было земледелие. Если в Западной Европе с/х можно заниматься с марта по ноябрь (около 9 месяцев), то у нас с конца апреля по сентябрь (около 5 месяцев). При этом из-за сурового климата упорная работа не гарантирует хорошего результата – засуха, град или ливни могут легко уничтожить плоды всех трудов. Т.о., Россия – держава рискованного земледелия.

4 вытекающих из этого особенности:

  1. Огромный объем полевых работ русский человек вынужден был выполнять в предельно короткое время – в страду, с напряжением всех своих сил – если в страду необходимые работы не будут выполнены любой ценой, он потеряет урожай. Так продолжалось из года в год и из века в век. Отсюда на микроуровне возникает мобилизационный тип общества - наша страна в сжатые сроки способна совершить колоссальный рывок (провести масштабные реформы, одержать победу в войне) – но путем напряжения всех сил, огромной ценой и не считаясь с затратами.
  2. Противоречивое отношение к труду: с одной стороны, труд – важная духовная ценность («Бог работу любит»), с другой – мы стремимся работать как можно меньше (меля праздно лежит на печи, а «по щучьему велению» исполняются все его желания).
  3. Стремление пустить все на самотек – а там «авось», «небось» и «как-нибудь» - 3 кита русской жизни (Авось на уроке не спросят и двойку не поставят).
  4. Необязательность. Русский человек на макроуровне – государство) любит давать на обещания (завтра пить брошу, через 20 лет мы будем жить при коммунизме…), но далеко не всегда их выполняет.

Особые темпы развития государства

Нашему государству свойственны особые темпы – оно очень неравномерно.

2 вытекающих из этого особенности:

1. Отставание от Европы. Государственность у нас возникает несколько более поздно, чем в Южно и Западной Европе, но одновременно с возникновением государств в Центральной и Северной Европе. Т.о., говорить об изначальной «отсталости» России не приходится – другие народы нашего региона достигли стадии государственности примерно в одно и тоже время с нами. Но в результате монголо-татарского ига Россия оказалась на два с половиной века оторвана от Европы, в результате темпы её развития снизились – и мы отстали от Запада.

2. Поскольку могла возникнуть опасность подчинения России Западной Европе, существовала необходимость догнать её. Разрыв не является непреодолимым – временами в той или иной области Россия оказывается «впереди планеты всей» - в середине 20 в. СССР и США стали первыми в руках которых практически одновременно оказалось ядерное оружие.

Догоняющий характер развития.

Россия в своем развитии проходит те же этапы, что и европейские страны, но начинаться они могут с некоторым запозданием – на век или два. Поэтому с конца 18 в. Россия присущ догоняющий характер развития. Со времен Петра 1 мы пытаемся преодолеть свое отставание от передовых стран. Временами Россия делает стремительные рывки вперед. При Петре 1 произошел «прорыв» во всех областях, в 1920-1930-е гг., в ходе «культурной революции» за несколько лет была преодолена неграмотность, а в ходе индустриализации и коллективизации «лапотная Россия» создала крупную современную (по тем временам) промышленность.

2 вытекающие из этого особенности:

  1. Отношение русского к другим культурам было противоречивым:

- До времен Петра Великого мы считали «поганым» и мусульманский Восток, и католическо-протестанский Запад. Для русской культуры 15-17 вв. характерна некоторая замкнутость. В результате к к.17 в. отставание от Запада превратилось в серьезную проблему.

- Петр Велики провел преобразования, повернувшие Россию лицом к Европе, в т.ч. и в культуре. С этого времени возникла и другая крайность – русский человек преклоняется перед иностранным, полагая, что «чужое» всегда лучше «своего». Тем не менее, «искры», родившиеся от столкновения русской культуры с западноевропейской в эпоху Петра, пробудили богатейшие культурные традиции. С этого времени русская культура стала открытой, готовой впитывать в себя чужие достижения, развивая их.

2. Благодаря петровским преобразованиям возникла еще одна черта, характерна для русской культуры 18 – начал 20 в. – разрыв между этической и национальной культурами. Новый тип культуры складывался среди относительно узкого круга людей – сначала в среде образованного дворянства, с 19 в. к дворянству присоединились разночинная интеллигенция. Большинству населения страны новая европеизированная культура оставалась чуждой. Отделение национального от этнического, конечно, не было абсолютным. Оно проявилось прежде всего в различии образа жизни и поведения «верхов и низов», в их речи, отношении к науке и искусству. При этом русская национальная культура как бы «надстраивалась» над этической базой, использовала фольклор, народную музыку, образы народных сказок. В советское время разрыв между этнической национальной культурой был практически преодолен благодаря всеобщему школьному обучению и созданию многочисленного слоя образованных специалистов, как в городе, так и на селе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: