Использование основ поведенческого анализа и ABA-терапии

С РАС и ЗПР в условиях инклюзивного дошкольного образования»

 

 

Подготовила

Хегай Екатерина Геннадьевна,

 педагог-психолог

 МБДОУ «Д/с «Аленький цветочек»

 

 

Абакан, 2020 г.

 

Психолого-педагогическая реабилитация детей с РАС и ЗПР в условиях инклюзивного образования.

План:

1) Поведенческие особенности детей с РАС и ЗПР

2) Практические рекомендации для воспитателей и специалистов по взаимодействию с детьми РАС и ЗПР

3) Использование основ поведенческого анализа иABA-терапии

4) Как данные материалы помогут общаться с особенным ребёнком в условиях инклюзивного образования.

 

Поведенческие особенности детей с РАС и ЗПР

Основываясь на публикациях современных специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, можно проследить гипердиагностику Р асстройств Аутистического С пектра. Например, у ребёнка есть аутичные черты, такие как:

· стереотипность действий (выкладывание предметов в ряд, хождение кругами);

· гиперактивность;

· сенсорная дезинтеграция (в т.ч. хождение на цыпочках, боязнь громких звуков и т.д.);

· нарушение коммуникации с окружающими;

· нарушение понимания обращённой речи и другие.

Всё это может говорить о неврологических проблемах. Тем не менее, многие специалисты не хотят вдаваться в подробности, выяснять причины и ставят такой удобный и универсальный диагноз – «аутизм» или РАС. Или родители настаивают на постановке такого диагноза, чтобы оформить инвалидность и получать выплаты. В чём же разница?

Для нас с вами, работающих с такими детьми в условиях инклюзивного образования, она огромна. При истинном аутизме, который встречается крайне редко, поведение ребёнка корректируется очень сложно и, скорее всего, для него больше подойдут альтернативные способы коммуникации с внешним миром, а также обязательна система работы с ABA-терапевтами.

Но если мы имеем дело с неврологическими расстройствами, вследствие которых недоразвиты некоторые участки мозга ребёнка, нарушено межполушарное взаимодействие и т.д. – то в наших силах помочь такому ребёнку успешно социализироваться, лишь применив должный индивидуальный подход.

Например, проблемы в развитии проприоцептивной системы вызывают сенсорную дезинтеграцию, ребёнок плохо ощущает своё тело, поэтому постоянно пытается вызвать ощущения в нём с помощью прыжков или других хаотичных движений, в этот момент его внимание сосредоточено только на поиске тех самых ощущений, он вас не слышит. По этой же причине ребёнок сосёт и грызёт несъедобные предметы, зацикливается на своих действиях. Всё это поведение корректируется при развитии вышеупомянутых систем и с помощью сенсорной интеграции.

Таким образом, многое зависит от правильной постановки диагноза неврологом или психиатром. Но иногда у детей диагноза вообще нет. А поведенческие особенности есть. Давайте разберёмся, как работать с некоторыми из них в условиях общеобразовательной группы.

 

 

Практические рекомендации для воспитателей и специалистов по взаимодействию с детьми с РАС и ЗПР

Девиз: Скажи мне, покажи мне, проведи меня

Скажи мне хоть сто раз, а я все равно могу не понять, что я должен делать. Покажи мне, что именно ты имеешь в виду, - медленно и четко, раз или два, - и я смогу приблизиться к цели. Но если ты сделаешь это вместе со мной - положишь свою руку на мою и проведешь меня через все, сделать, - я сделаю это!

Скажи мне: словесные указания.

Как и что нужно говорить (Требования к инструкции):

Ясно и просто скажите ребенку, что нужно сделать. Общаясь с ним, вы должны точно знать, чего вы от него хотите.

· Словесные указания следует произносить медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас свое внимание. Привлечь его внимание всегда легче, если перед объяснением задачи произнести его имя. Прежде чем начать, убедитесь, что он смотрит на вас – «Ваня, посмотри на меня!»

· Указание должно быть простым.

Описание задачи должно состоять не более, чем из одного-двух предложений. Нужно, чтобы указания были ясными и краткими. Они должны направлять, а не отвлекать. Например: «Ваня, посмотри, что я делаю!» «Хорошо, Ваня, попробуй ты!»

· В указаниях должны использоваться слова, которые ребенок понимает. Думайте о том, что вы говорите. Проверяйте себя: понимает ли ребенок значение слов, которые вы произносите?

Подобрав указание, способное обеспечить успешное выполнение  задания, остановитесь на нем. Будьте последовательны и по­стоянны!

 

Покажи мне: Моделирование

Покажите ребенку, что ему нужно сделать. Часто именно моделирование лучше всего помогает понять, чего вы от него хотите. Словесное указание «усиливается» во много раз, если к нему добавить простую и ясную демонстрацию.

Не моделируйте сразу все действия. Моделируйте каждый шаг, который ему предстоит сделать. По мере овладения навыком, моделирование становится все менее необходимым. Постепенно и словесные указания можно будет укорачивать, доводя их до подсказок. Это постепенный процесс, который может продолжаться дни, недели, даже месяцы - в зависимости от успехов ребенка.

 

Направь меня: Физическое руководство

Выполните задание вместе с ребенком. После объяснения и по­каза возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия. На начальном этапе действующим лицом будете только вы; ребенку здесь отводится роль пассивного участника. Но после двух или трех таких активных манипуляций с его руками нач­ните постепенно уменьшать физическую помощь.

Для успешной работы ребенка приемы: демонстрация, физическое руководство или и то и другое, применять нужно только вместе со словесными объяснениями и столько времени, сколько это не­обходимо ребенку.

По такому алгоритму можно научить собирать игрушки за собой, развивать бытовые навыки и навыки самообслуживания, выполнять задания в рамках ОД.

 

! Используя, данный подход вы сэкономите свои нервы и энергию, вместо того, чтобы тратить их на бесконечные замечания и словесные порицания ребёнка при его нежелательном поведении.

Помните, что ребёнок ведёт себя так не специально, не назло вам.

 

Использование основ поведенческого анализа и ABA-терапии

Прикладной анализ поведения
       (АВА –AppliedBehaviorAnalysis)

 

• Это наука, которая включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение.

• Это наука об изучении и исправлении человеческого поведения.

• Ее предмет - социально значимые формы поведения, поддающиеся объективному описанию;

• Цель – надежным образом исправить нежелательное поведение;

• Методы – такие, которые применяются в естественных науках: объективное описание, количественная оценка и контролируемый эксперимент.

Поведенческая терапия – вмешательство, коррекция, «интервенция», основанная на бихевиористских принципах и подходах, работа с нежелательным поведением и обучение навыкам с использованием методов прикладного поведенческого анализа.

 

Существуют разные типы поведения:

· респондентное

(Модель «стимул-реакция» (яркий свет-сужение зрачков)

· оперантное

(Примеры: Речь, ходьба, игра на фортепиано, езда на велосипеде, смех в ответ на шутку. Это такое поведение, частота которого определяется его последствиями. Оно формируется и поддерживается теми событиями, которые за ним следуют. Наученное поведение)

· целевое

(Это поведение или навык, которому мы обучаем ребенка.

Цель для обучения (описание целевого поведения)- определение, которое описывает, как именно должно измениться поведение, а также содержит критерии оценки поведения)

 

Последствия поведения:

·  Если поведение происходит чаще, то говорят, что произошло подкрепление.

·  Подкрепители – последствия поведения, стимулы, которые увеличивают частоту поведений.

·  Если поведение происходит реже, то говорят, что произошло наказание.

·  Наказание – последствия поведения, стимулы, которые уменьшают частоту поведений.

·  Наибольшее влияние на поведение оказывают незамедлительные последствия (несколько секунд).

 

Функции поведения:

• Получение желаемого

• Избавление от неприятного

• Внимание

• Сенсорика

• У поведения может быть несколько функций.

 

Итак, изучая основы прикладного анализа, мы можем анализировать и корректировать нежелательное поведение ребёнка, отслеживая причины его возникновения. И создавать целевое поведение с помощью стимулов.

Манипулируем предшествующими факторами: организацией окружающей среды, изменение рутин, чтобы увеличить вероятность возникновения желательного поведения.

Например: уменьшение уровня шума, обогащение среды игрушками и занятиями, изменение расписания.

Не включаем манипуляции последствиями: поощрением и наказанием.

 

Для максимально полного анализа поведенческой ситуации

(например, истерика) необходимо вести дневник.

 

Дата Время Место Присутствующие До Поведение После
             
             

Как только мы начинаем записывать то, что происходит, мы начинаем спокойнее относиться к поведению. Снимается эмоциональное отношение, фиксируются важные детали.

 

!Данные материалы имеют ознакомительную функцию, для использования в работе нужно изучить вопрос намного глубже. Помнить про этические вопросы наказания. Не навредить. Любое действие должно быть безопасным для всех участников и не быть унизительным для воспитуемого.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: