С РАС и ЗПР в условиях инклюзивного дошкольного образования»
Подготовила
Хегай Екатерина Геннадьевна,
педагог-психолог
МБДОУ «Д/с «Аленький цветочек»
Абакан, 2020 г.
Психолого-педагогическая реабилитация детей с РАС и ЗПР в условиях инклюзивного образования.
План:
1) Поведенческие особенности детей с РАС и ЗПР
2) Практические рекомендации для воспитателей и специалистов по взаимодействию с детьми РАС и ЗПР
3) Использование основ поведенческого анализа иABA-терапии
4) Как данные материалы помогут общаться с особенным ребёнком в условиях инклюзивного образования.
Поведенческие особенности детей с РАС и ЗПР
Основываясь на публикациях современных специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, можно проследить гипердиагностику Р асстройств Аутистического С пектра. Например, у ребёнка есть аутичные черты, такие как:
· стереотипность действий (выкладывание предметов в ряд, хождение кругами);
· гиперактивность;
· сенсорная дезинтеграция (в т.ч. хождение на цыпочках, боязнь громких звуков и т.д.);
|
|
· нарушение коммуникации с окружающими;
· нарушение понимания обращённой речи и другие.
Всё это может говорить о неврологических проблемах. Тем не менее, многие специалисты не хотят вдаваться в подробности, выяснять причины и ставят такой удобный и универсальный диагноз – «аутизм» или РАС. Или родители настаивают на постановке такого диагноза, чтобы оформить инвалидность и получать выплаты. В чём же разница?
Для нас с вами, работающих с такими детьми в условиях инклюзивного образования, она огромна. При истинном аутизме, который встречается крайне редко, поведение ребёнка корректируется очень сложно и, скорее всего, для него больше подойдут альтернативные способы коммуникации с внешним миром, а также обязательна система работы с ABA-терапевтами.
Но если мы имеем дело с неврологическими расстройствами, вследствие которых недоразвиты некоторые участки мозга ребёнка, нарушено межполушарное взаимодействие и т.д. – то в наших силах помочь такому ребёнку успешно социализироваться, лишь применив должный индивидуальный подход.
Например, проблемы в развитии проприоцептивной системы вызывают сенсорную дезинтеграцию, ребёнок плохо ощущает своё тело, поэтому постоянно пытается вызвать ощущения в нём с помощью прыжков или других хаотичных движений, в этот момент его внимание сосредоточено только на поиске тех самых ощущений, он вас не слышит. По этой же причине ребёнок сосёт и грызёт несъедобные предметы, зацикливается на своих действиях. Всё это поведение корректируется при развитии вышеупомянутых систем и с помощью сенсорной интеграции.
|
|
Таким образом, многое зависит от правильной постановки диагноза неврологом или психиатром. Но иногда у детей диагноза вообще нет. А поведенческие особенности есть. Давайте разберёмся, как работать с некоторыми из них в условиях общеобразовательной группы.
Практические рекомендации для воспитателей и специалистов по взаимодействию с детьми с РАС и ЗПР
Девиз: Скажи мне, покажи мне, проведи меня
Скажи мне хоть сто раз, а я все равно могу не понять, что я должен делать. Покажи мне, что именно ты имеешь в виду, - медленно и четко, раз или два, - и я смогу приблизиться к цели. Но если ты сделаешь это вместе со мной - положишь свою руку на мою и проведешь меня через все, сделать, - я сделаю это!
Скажи мне: словесные указания.
Как и что нужно говорить (Требования к инструкции):
Ясно и просто скажите ребенку, что нужно сделать. Общаясь с ним, вы должны точно знать, чего вы от него хотите.
· Словесные указания следует произносить медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас свое внимание. Привлечь его внимание всегда легче, если перед объяснением задачи произнести его имя. Прежде чем начать, убедитесь, что он смотрит на вас – «Ваня, посмотри на меня!»
· Указание должно быть простым.
Описание задачи должно состоять не более, чем из одного-двух предложений. Нужно, чтобы указания были ясными и краткими. Они должны направлять, а не отвлекать. Например: «Ваня, посмотри, что я делаю!» «Хорошо, Ваня, попробуй ты!»
· В указаниях должны использоваться слова, которые ребенок понимает. Думайте о том, что вы говорите. Проверяйте себя: понимает ли ребенок значение слов, которые вы произносите?
Подобрав указание, способное обеспечить успешное выполнение задания, остановитесь на нем. Будьте последовательны и постоянны!
Покажи мне: Моделирование
Покажите ребенку, что ему нужно сделать. Часто именно моделирование лучше всего помогает понять, чего вы от него хотите. Словесное указание «усиливается» во много раз, если к нему добавить простую и ясную демонстрацию.
Не моделируйте сразу все действия. Моделируйте каждый шаг, который ему предстоит сделать. По мере овладения навыком, моделирование становится все менее необходимым. Постепенно и словесные указания можно будет укорачивать, доводя их до подсказок. Это постепенный процесс, который может продолжаться дни, недели, даже месяцы - в зависимости от успехов ребенка.
Направь меня: Физическое руководство
Выполните задание вместе с ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия. На начальном этапе действующим лицом будете только вы; ребенку здесь отводится роль пассивного участника. Но после двух или трех таких активных манипуляций с его руками начните постепенно уменьшать физическую помощь.
Для успешной работы ребенка приемы: демонстрация, физическое руководство или и то и другое, применять нужно только вместе со словесными объяснениями и столько времени, сколько это необходимо ребенку.
По такому алгоритму можно научить собирать игрушки за собой, развивать бытовые навыки и навыки самообслуживания, выполнять задания в рамках ОД.
! Используя, данный подход вы сэкономите свои нервы и энергию, вместо того, чтобы тратить их на бесконечные замечания и словесные порицания ребёнка при его нежелательном поведении.
Помните, что ребёнок ведёт себя так не специально, не назло вам.
Использование основ поведенческого анализа и ABA-терапии
Прикладной анализ поведения
(АВА –AppliedBehaviorAnalysis)
• Это наука, которая включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение.
|
|
• Это наука об изучении и исправлении человеческого поведения.
• Ее предмет - социально значимые формы поведения, поддающиеся объективному описанию;
• Цель – надежным образом исправить нежелательное поведение;
• Методы – такие, которые применяются в естественных науках: объективное описание, количественная оценка и контролируемый эксперимент.
Поведенческая терапия – вмешательство, коррекция, «интервенция», основанная на бихевиористских принципах и подходах, работа с нежелательным поведением и обучение навыкам с использованием методов прикладного поведенческого анализа.
Существуют разные типы поведения:
· респондентное
(Модель «стимул-реакция» (яркий свет-сужение зрачков)
· оперантное
(Примеры: Речь, ходьба, игра на фортепиано, езда на велосипеде, смех в ответ на шутку. Это такое поведение, частота которого определяется его последствиями. Оно формируется и поддерживается теми событиями, которые за ним следуют. Наученное поведение)
· целевое
(Это поведение или навык, которому мы обучаем ребенка.
Цель для обучения (описание целевого поведения)- определение, которое описывает, как именно должно измениться поведение, а также содержит критерии оценки поведения)
Последствия поведения:
· Если поведение происходит чаще, то говорят, что произошло подкрепление.
· Подкрепители – последствия поведения, стимулы, которые увеличивают частоту поведений.
· Если поведение происходит реже, то говорят, что произошло наказание.
· Наказание – последствия поведения, стимулы, которые уменьшают частоту поведений.
· Наибольшее влияние на поведение оказывают незамедлительные последствия (несколько секунд).
Функции поведения:
• Получение желаемого
• Избавление от неприятного
• Внимание
• Сенсорика
• У поведения может быть несколько функций.
Итак, изучая основы прикладного анализа, мы можем анализировать и корректировать нежелательное поведение ребёнка, отслеживая причины его возникновения. И создавать целевое поведение с помощью стимулов.
|
|
Манипулируем предшествующими факторами: организацией окружающей среды, изменение рутин, чтобы увеличить вероятность возникновения желательного поведения.
Например: уменьшение уровня шума, обогащение среды игрушками и занятиями, изменение расписания.
Не включаем манипуляции последствиями: поощрением и наказанием.
Для максимально полного анализа поведенческой ситуации
(например, истерика) необходимо вести дневник.
Дата | Время | Место | Присутствующие | До | Поведение | После |
Как только мы начинаем записывать то, что происходит, мы начинаем спокойнее относиться к поведению. Снимается эмоциональное отношение, фиксируются важные детали.
!Данные материалы имеют ознакомительную функцию, для использования в работе нужно изучить вопрос намного глубже. Помнить про этические вопросы наказания. Не навредить. Любое действие должно быть безопасным для всех участников и не быть унизительным для воспитуемого.