КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.
Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов -ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Планируемые результаты: знать название перелетных птиц, правильно употреблять обобщающие понятие «Перелетные птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: карточки с перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.
|
|
Содержание организованной образовательной деятельности
Упражнение 1. Пальчиковая гимнастика
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка –
Серенькое перышко.
(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.
(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
Упражнение 2. Артикуляционная гимнастика
«Как язычок спас ворону от кошки»
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку. Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
|
|
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнение повторяется 4-5 раз.
Беседа о перелётных птицах
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику?
Ответы детей: Перелётные птицы.
– Почему их называют перелётными?
Ответы детей: Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края.
– Почему они улетают в теплые края?
Ответы детей: Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы.
– Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах?
Ответы детей: «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок».
Дидактическая игра «Найди звук»
Логопед: Сейчас я каждому раздам по картинке с изображением с изображением перелётных птиц.
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
И так далее….
Дидактическая игра «Назови детеныша» (с мячом)
Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе.
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
–У скворца-… (скворчата)
– У грача-… (грачата)
– У журавля-… (журавлята)
– У кукушки-… (кукушата)
– У аиста-… (аистята)
– У лебедя-… (лебедята).
Упражнение «Назови признак»
Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-…(маленький, голосистый)
Упражнение «Назови какой»
Цель: формирование умения образовывать сложные слова.
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у кукушки хвост длинный, то это …. длиннохвостная кукушка.
Если у журавля длинный хвост, то это ….. длинноклювый журавль.
Если у цапли узкая голова, то это …. узкоголовая цапля.
Игра «Слова-действия»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
|
|
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).