Программно-изобразительная музыка

 

Музыка способна вызвать в человеке прекрасные, благородные чувства. Она возвышает его душу. Композитор выражает в звуках огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. Для музыки не существует границ, ни географических, ни временных. В ее выразительности скрыта главная ее сила. Простая песня понятна всем. Но для того, чтобы понимать все многообразие музыки, нужны знания о ее выразительных и изобразительных возможностях.

Многие музыкальные произведения имеют словесное пояснение, эпиграф или название, поэтому они называются программными.

Программно-изобразительная музыка передает звуки природы, движение людей (зверей), их характер.

Музыкальные портреты начали создавать в XVIII веке французские композиторы – клавесинисты. (Франсуа Куперен: «Сестра Моник», «Кумушка», «Таинственная»). В XIX веке яркие музыкальные портреты создали Шуман, Берлизо, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Лядов.

Музыка может изобразить пространство (1 симф. Чайковского, начало кантаты Прокофьева «Александр Невский») определенными музыкальными средствами: широкими интервалами, звучащими пусто, открыто (квинты, октавы).

 

М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки» (выставка художника Гартмана в 1874г.). Каждая пьеса имеет яркое название.

«Лимож. Рынок» (подзаголовок – «Большая новость»). Здесь соединены жанры этюда и скерцо. Композитор при помощи  staccato и репетиций передает перебивающих друг друга женщин.

«Балет невылупившихся птенцов» - скерцино (маленькое скерцо). В музыке с помощью форшлагов, трелей и высокого регистра изображены щебет и быстрые, но неуклюжие прыжки.

Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». В ней использован жанр виртуозного этюда. Жужжание передается хроматическим опеванием основных звуков. Пьеса написана для солирующей флейты и струнных инструментов.

К. Сен-Санс - «Карнавал животных» («зоологическая фантазия») написана сюита в 1886 году.

«Кенгуру» - суетливые прыжки изображены с помощью форшлагов, пауз, штриха staccato у фортепиано. Неожиданно меняются размер, ритм.

«Слон» - в жанре вальса передаются неловкие движения в низком регистре:

«Лебедь» - образ совершенной красоты. «Бархатный» тембр виолончели сделал эту пьесу шедевром лирики. В мелодии автор создает спокойное, уравновешенное, плавное движение:

 В сопровождении передается плеск воды.

Русский балетмейстер Михаил Фокин создал на эту музыку знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для великой русской балерины Анны Павловой.

Праздничный финал сюиты в стремительном галопе завершает все произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: