П.И.Чайковский. «Детский альбом»

Создан в 1878 году, состоит из 24 небольших пьес, отражающих жизнь ребенка. Многие пьесы можно объединить в сюиты: о кукле, о картинках русской жизни, о чужих странах.

«Утренняя молитва» - светлая тональность соль мажор, простые гармонии передают настроение сосредоточенности и покоя:

«В церкви» - завершает весь цикл. Аккордовая фактура, гармония напоминает пение церковного хора:

«Болезнь куклы» - мелодия, разорванная паузами передает вздохи и жалобы:

«Похороны куклы» - настроение печали создается при помощи жанра похоронного марша (минорный лад, медленный темп, пунктирный ритм, аккордовая фактура, речитативный склад мелодии). Форма пьесы – простая трехчастная.

«Вальс» - напевная мелодия сопровождается характерным для жанра аккомпанементом (бас и два более легких аккорда):

«Новая кукла» - характер стремительного, легкого вальса передает изумление и восторг:

Форма пьесы простая трехчастная.

 

«Русская песня» - обработка р.н.п. «Голова ль ты, моя головушка». Передает мощное звучание мужского хора, исполненного молодецкой силы и удали:

 

«Мужик на гармонике играет» - веселая сценка, в которой фортепиано имитирует игру на гармони (D7 повторяется 30 раз).

«Камаринская» - знаменитый русский плясовой наигрыш. Форма – вариации.

«Неаполитанская песенка» - объединение песни (запев в простой двухчастной форме) и стремительного танца (припев).

 

«Старинная французская песенка» - народный напев XVI века. Форма – простая двухчастная репризная.

В начале второй части мелодия более оживленная.

«Немецкая песенка» - в духе крестьянского танца (лендлер). Резкие скачки в мелодии изображают йодли.

«Нянина сказка» - колкие, резкие аккорды передают сказочный образ.

 «Баба-Яга» - картина сказочного стремительного полета:

 «Сладкая греза» - мечта засыпающего ребенка. Очень певучая мелодия развивается небольшими фразами – «волнами».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

(по учебнику М. Шорниковой)

Форма – соотношение отдельных частей музыкального произведения. Граница между музыкальными построениями называется цезурой. В вокальной музыке самой распространенной формой является куплетная. Куплет может объединять несколько фраз, но может иметь структуру периода. Припев песни – это как бы второй период. Куплет и припев вместе образуют простую двухчастную форму (вспомните наш ГИМН).

Самой распространенной является трехчастная форма (А – В – А). Она может быть простой («Новая кукла» из «Детского альбома» Чайковского) и сложной (Менуэт из 40й симфонии Моцарта).

ВАРИАЦИИ – форма, состоящая из темы и ее измененных повторений.

Одна из самых ранних ее разновидностей – вариации на basso ostinato (полифонические вариации). Такие вариации писал И.С. Бах (Пассакалия до минор для органа, хор «Распят» из его мессы си минор).

В XVIII веке ведущим в музыке становится гомофонный тип многоголосия. Форма вариаций в это время меняется. В классических (строгих) вариациях тема изменяется не очень сильно, ее всегда можно узнать, хотя в каждой вариации тема украшается все новым и новым орнаментом (Первая часть сонаты Моцарта Ля мажор).

В XIX веке основным видом стали романтические (свободные, жанровые) вариации. В них тема может изменяться очень сильно (сравните начало и 18 вариацию из Рапсодии на тему Паганини Рахманинова).

РОНДО – в переводе означает «круг» (хоровод). В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. Она основана на чередовании неизменной темы (рефрена) с новыми – эпизодами. Схема формы А – В – А – С... А. В музыку форма рондо пришла из поэзии.

В этой форме писали свои произведения французские клавесинисты («Жнецы», «Тростники» Ф. Куперена, «Тамбурин» Ж.Ф. Рамо, «Кукушка» Дакена).

За формой рондо закрепилась и определенная сфера музыки – жизнерадостная, подвижная, часто – танцевальная. Она часто используется и в инструментальной (финалы многих классических сонат) и в вокальной (Рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила») музыке.

СОНАТНАЯ ФОРМА – чаще всего используется в первых частях сонат и симфоний. Она появилась позже других форм и вобрала в себя их черты (тональный контраст – из полифонической формы фуги, тематический контраст из сложной трехчастной формы, принцип мотивного развития из интермедий фуг и т.д.).

Вся форма делится на три раздела:

1) экспозицию (показ основных тем – главной в основной тональности и побочной в тональности доминанты в мажорных произведениях и в параллельной тональности в минорных);

2) разработку (наименее устойчивый раздел, основанный на развитии тем или отдельных их элементов);

3) репризу (повторение тем экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки, темы проходят в основной тональности).

Начинаться сонатная форма может вступлением, а заканчиваться кодой.

Экспозиция.

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ                                          ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ

     
 


тема          связующая                            тема                  заключительная

главной               часть                          побочной                         часть

парии         модулирует                         партии                   в тональности

в основной  в тональность                    в доминантовой   побочной темы

тональности  побочной                        тональности (или….. закрепляет

                         партии                              в параллельной          побочную

                                                                       мажорной,

                                                                             если                  тональность

                                                                    основная тональность

                                                                       минорная)

T                    →                                     D (III)                         D (III)

Примечание: ГП и ПП Должны быть обязательно. а Св. ч. и 3. ч. могут отсутствовать

 


МУЗЫКА И СЛОВО

Песня. Романс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: