Место и роль салонов в русской культуре XIX века

Политические и литературные салоны возникли в Европе в ХУШ веке, исполняя подчас значительную роль в культурной и общественной жизни страны. В России они стали появляться в конце ХУШ века, но особого расцвета достигли в 20-30-х годах XIX века. Принадлежавшие людям, причастным к искусству, или сановным меценатам, салоны тех лет собирали представителей как дворянской интеллигенции, так и «высшего света». В них обсуждали последние литературные, театральные или политические новости; читали стихи, музицировали, пели. «Выдающиеся умы» блистали перед слушателями своими ораторскими дарованиями. Здесь же происходила светская тренировка ума и чувств: встречаясь с людьми «своего круга», шутили, злословили, флиртовали.

В целом, салоны были сугубо дворянским явлением культурной жизни, но характер и даже состав их были разнородными. Наряду с салонами, где преобладали литературные (например, салон З. А. Волконской, А. Н. Оленина, Жуковского, Е. А. Карамзиной) или театральные интересы (салон Шаховского), возникали и такие, посетители которых обсуждали, главным образом, научные проблемы или вопросы просвещения (например, салон В. Ф. Одоевского в Петербурге). С течени­ем времени в салонах начинают принимать участие, кроме великосветской знати и просвещенного дворянства, представители разночинной интеллигенции («среды» Н. В. Кукольника, салон И. И. Панаева). Таким образом, характер салонов изменялся в соответствии с развитием культурной и общественной жизни страны.

В первой половине XIX века салоны существовали не только в Петербурге и Москве, но и в ряде провинциальных, преимущественно губернских городов (например, Харькове, Казани). Провинциальные салоны и кружки являлись центрами просвещения нередко для целых уездов, способствуя культурному развитию местных помещиков и чиновников.

Однако, несмотря на значительную роль в культурной жизни России, дворянские салоны и кружки безусловно носили сословно-замкнутый характер. Салоны наряду с литературными и научными обществами способствовали более широкому обсуждению актуальных культурных и политических вопросов, постоянному общению передовой части дворянской интеллигенции. «В литературных кружках и салонах зарождалась, воспитывалась, созревала и развивалась тогда русская мысль, подготавливались к литературной и научной деятельности нарождавшиеся русские поколения».

К концу 50-х годов XIX века «блестящее время» дворянских салонов пришло к концу. Пора утонченной культуры «аристократов духа и мысли» безвозвратно уходила в прошлое. Наступил период, ознаменованный появлением в общественной и культурной жизни страны новой силы – разночинной интеллигенции, создавшей уже иные формы профессиональных и дружеских объединений.

 

Реализм и русский драматический театр

 

К концу 50-х – началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского общества, оценивавшего его как один из важнейших духовных центров страны. В духе распространенных вольнолюбивых настроений театр виделся как некая «трибуна в защиту человека». Предполагалось, что драматическое искусство не только изобразит, но и объяснит современную действительность: осветит все «проклятые вопросы». Кроме того, театр призван был распространять художественные эстетические понятия и передовые идеи.

Актуальность тематики и идейная направленность делаются характерной чертой новой драматургии. Репертуар стал отражать жизнь всех слоев населения Россия и целый ряд общественно значимых вопросов – на сцене предстают: проблема отцов и детей, женский вопрос (общественное и семейное положение женщин), обличение взяточничества и казнокрадства чиновников и одобрение честных интеллигентных тружеников, вопрос о личной свободе человека и его правах и т. д. и т. п. Подобно новым романам пьесы в 60-х – начале 70-х го­дов создавались в соответствии с демократическими настроениями зрителей. Вырабатывался своеобразный эталон построения таких драматических произведений: носитель зла – светский или очень богатый человек, жертва – чистая хорошая девушка, небогатая и невысокого звания. Противостоит окружающему злу и муже­ственно заступается за невинную жертву молодой учитель (студент или врач). При этом образ бедного, благородного интеллигента – разночинца стал появляться почти в каждой пьесе.

Наиболее полное и художественное претворение национальная тема получила в творчестве А. Н. Островского. Островский разработал новые методы построения реалистической драмы – сюжеты его произведений основаны на глубоких нравственных и социальных конфликтах, которые так же, как и психологические характеристики персонажей, раскрываются по ходу действия. Необычайным богатством и подлинной народностью отличается язык пьес Островского. Значение его творчества для развития русской драматической сцены огромно и непреходяще – пьесы Островского, выдержав испытание временем, и по сей день идут с успехом в русских театрах.

Оплотом сценического реализма стал Малый (московский) театр – театр Щепкина и Островского. Именно на его сцене в лице его актеров образы Островского получили великолепных исполнителей (например: П. М. Садовский стал непревзойденным исполнителем Дикого в «Грозе», Самсона Силыча Большова в «Свои люди – сочтемся» и др.; его сын М. П. Садовский считался лучшим Хлестаковым; О. О. Садовская играла роли купчих и свах в пьесах Островского, Матрены («Власть тьмы» Л. Толстого), графини-бабушки («Горе от ума» Грибоедова)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: