Вопросы для повторения

 

1. Укажите характерные черты эпохи Просвещения. Как взаимосвязаны традиции и инновации в культуре XVIII века?

2. Назовите основные стили эпохи Просвещения. Почему, на Ваш взгляд заметно такое стилевое разнообразие, стилевая синтезность?

3. Почему в живописи XVIII века портрет является ведущим видом искусства?

4. Какие изменения эпохи можно проследить в эволюции русского портрета в 18 веке?

5. В чём видится специфика женского портрета? Почему, на Ваш взгляд, женский мир становится объектом живописи XVIII века? 

 

Становление русского национального самосознания в культуре XIХ века

 

«Россия XVIII и XIX столетий жила совсем не органической жизнью, – пишет Н. А. Бердяев –...Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XX века. Разрыв между этнической и национальной культурами наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между славянофилами и западниками. Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

На рубеже XVIII–XIX веков в России начала формироваться классическая культура. На первый план выходили проблемы национального самосознания. В конце XVIII – начале XIX веков две тенденции русской культуры – центростремительная (концентрация национально-культурных сил) и центробежная (символизирует многогранность и разветвленность национально-культурного целого, его открытость вовне, безграничное жанровое, стилевое и поэтическое многообразие, многозначность и бездонную неисчерпаемость смыслов) – столкнулись и проникли друг в друга, увязались в один драматический и судьбоносный узел. Личность и Государство, творческая индивидуальность и народ, поэт и толпа; поиск смысла, осмысленного бытия и бессмысленный бунт, смута – эти противоречивые мотивы одинаково занимают и Карамзина, и Пушкина».

Подобные мотивы и настроения вообще характерны для русской культуры первой трети XIX века. В идеологии де­кабристов борются государственнические и свободолюбивые тенденции; классицистические идеи созидания государства ценой самоотвержения отдельных личностей переме­жаются с романтическим стремлением разрушить государственную тиранию и во что бы то ни стало раскрепостить каждую личность, по своей природе суверенную и самобытную. Так, например, романтическое творчество М. Лермонтова трагически раздвоено между пламенным эгоцентризмом неординарной личности байронического типа и резко критическим взглядом на состояние российского общества, холодного, бездушного, формализованного, лицемерного. Ведущими стилями XIX века становятся романтизм и реализм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: