Русский реализм. Товарищество передвижников

Вторая половина XIX века в истории русского изобразительного искусства отмечена интенсивным и плодотворным развитием. Специфику этого процесса определяло прежде всего влияние русской действительности периода буржуазных реформ, ломки старых устоев и становления новых социальных и общественных отношений. Процесс демократизации общественной и культурной жизни способствовал появлению среди представителей искусства большего числа разночинцев, выходцев из низших слоев населения – гениальный Репин был сыном военного поселянина, Крамской – мелкого чиновника, Суриков происходил из сибирской казачьей семьи, Левитан был сыном бедных еврейских родителей. Разночинцами были многие художники второй половины XIX века, они хорошо знали жизнь деревни, глухих провинциальных углов, быт мелкого чиновничества, мещанства. Свой житейский опыт, свое демократическое мировоззрение они естественно привносили в творчество, их искусство не могло развиваться изолированно от жизни. Репин признавался: «...окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры – предоставим это благовоспитанным барышням».

Возникновение Товарищества передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок») как противостояние замкнутому академизму наиболее полно сформировало и отразило идеи русского реализма в изобразительном искусстве. Товарищество не являлось коммуной; доступ в него был более свободным. Художник – в полном соответствии с новыми общественными установками XIX в. – вступал в непосредственные отношения прямо с публикой, и от ее симпатий или антипатий зависело его благосостояние. Таким образом, оно было более коммерческим объединением, более жизнеспособным.

Возникновение такого объединения не случайно произошло именно на русской почве. В России сложились такие условия, в которых искусство взяло на себя важнейшую общественную функцию, сосредоточив особое внимание на социальных и этических проблемах, на решении просветительских задач. Именно в России сильна была тяга к коллективному мышлению и действию, что способствовало объединению художников в единое Товарищество. Несмотря на то, что этап зрелого реализма в русском искусстве наступил несколько позднее, чем в некоторых других западноевропейских странах, в нем более последовательно, чем где бы то ни было, реализовалась художественно-организационная потенция XIX в. Здесь воплотились две важнейшие для того времени тенденции – выставочно-организационная и идейно-демократическая. В их соединении и заключается значение Товарищества в мировой – художественной культуре XIX столетия.

Одной из их задач была пропаганда достижений искусства. Хотя эта программа и не была письменно оформлена в уставе, наличие ее не вызывает сомнений. Она проявляется в позициях самих художников, видна в их письмах и высказываниях ведущих критиков той эпохи и, наконец, хорошо «прочитывается» в произведениях живописцев. Наиболее отчетливо эту задачу выразил И. Н. Крамской: «Только чувство общественности дает силу художнику и удесятеряет его силу; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников, и потомков». Погружение в жизнь, ее анализ, критическое осмысление – все это вело художника к последовательному реализму, к постижению глубин современной жизни.

Реализм и народность были в глазах передвижников неразрывно связаны с вопросом о национальном своеобразии русской культуры. Передвижники, творившие в то время, когда накал полемики западников со славянофилами уже спал, ставили вопрос о национальном своеобразии искусства, не вдаваясь в теоретические рассуждения. Они решали его практически, выражая в своем творчестве существо самой жизни и вовсе не пытаясь опереться на какую-либо древнюю традицию. Выражение жизненной правды казалось им залогом национального своеобразия.

Тематика и жанровое своеобразие различны. Историческая тематика (Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы»), связывает и противопоставляет индивидуальное / личностное и общественное, заставляет глубоко вглядываться в психологический облик героев той или иной эпохи. Так, например, изображение Н. Н. Ге внешне спокойного, но предельно напряжённого разговора Петра I и его сына Алексея («Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»); образ властолюбивой царевны Софьи И. Репина («Царевна Софья Алексеевна»), заточённой в Новодевичий монастырь, полной бурного протеста, страшного гнева, ненависти, но обреченной, вынужденной превратиться в скромную инокиню или же вольнолюбие, сила, смелость, гордость, живой юмор запорожцев («Запорожцы») Репин восхищается их силой, которая является выражением физических и духовных возможностей народа.

Если у Репина события мятежа стрельцов показаны через личную трагедию Софьи, то для Сурикова восстание стрельцов – это столкновение двух противоположных миров, борьба нового со старым. Это подчеркнуто и самой композицией картины, разделением ее на две части, на два антагонистических лагеря – стрельцов и сторонников Петра. Личностью боярыни Морозовой, с её несокрушимой волей, готовностью к подвигу и жертве во имя идеи, Суриков вскрывает всю обречённость противостояния «старой» и новой веры.

Тематика исторического заметна и в обращении к фольклоризму, к эпосу. В живописи В. М. Васнецова органически соединено героическое («Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» и др.) и лирическое («Алёнушка»).

Наряду с обличением социального зла в картинах проявилось стремление художников показать в народной жизни сочетание нищеты, убогости и красоты, покорности и духовной силы, способной к сопротивлению. Бытовой сюжет художники претворили в широкую картину русской жизни. Это, например, обобщающая картина пореформенной русской деревни была создана Репиным в полотне «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), работы В. Г. Перова («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника» и др.), Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Заключённый», «Студент» и др.) и др.

Тема войны и её последствий, тяжелый и смертельный ратный труд сол­дат становится основной в жизни и творчестве Верещагина («балканский цикл», «Апофеоз войны» и др.).

Живопись как художественное проявление глубины, широты, красоты и лиричности русской души находит своё воплощение в работах Саврасова, Шишкина, Левитана, Айвазовского. От пейзажной иллюстрации – к изображению природы, полной глубокого чувства, природы, которая побуждает задуматься о смысле существования, своем времени и народе, пришли художники-передвижники.

Таким образом, осмысление действительности и места человека в ней, места и национального своеобразия России – вот темы, ставшие сквозными в живописи переджвижников, темы, заставившие увидеть не только тяготы бытовой реальности России второй половины XIX века, но и глубину и широту Русского Духа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: