Методические указания

Целью изучения темы «Культурология в системе современного знания» является знакомство с основными этапами становления и развития культурологии. Культурология является наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность. Культурология выполняет интегративную функцию для систем гуманитарных знаний и связана с искусством, просветительством (в России), социологией и этнографией. Предметом культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в универсалиях, традициях, нормах, обычаях и законах. Главной целью культурологии является достижение культурного совершенства человека.

В данном семинарском занятии студенты должны получить представление о культурологии как науке, ее месте в системе гуманитарных дисциплин и современного знания, изучение предмета культурологии, ее структуры, а также связи с природой, цивилизацией и этносом. Необходимым условием является усвоение студентами основных понятий культурологии, отражающих ее глубинные проблемы и характеристики.

Подготовку к семинарскому занятию следует начать с определения понятия «культурология», ее предмета и структуры. Для этого необходимо рассмотреть два основных подхода к изучению культурологии (интегративный и изоляционный). Говоря о становлении культурологии как науки, необходимо обратиться к первым культурологическим проблемам, возникшим в эпоху Просвещения (соотношение естественного и искусственного, природного и неприродного) и рассмотреть теорию И.Г.Гердера, изучившего культуру как систему, выделившего основные черты культуры, раскрывшего цель существования культуры и ее воспитательную функцию. Для более точного понимания данного вопроса нужно опираться на дополнительную литературу, представленную в первоисточниках (Дж. Вико, И.Г.Гердера).

Дайте определение понятия «культура», покажите природу его многозначности. Рассмотрите две основные концепции культуры (аксиологическую и деятельностную), укажите на роль ценностей в культуре.

Вопрос «Культура и природа» необходимо рассмотреть, опираясь на работу П.А.Флоренского, подчеркивающего взаимосвязь между природой и культурой. Расскажите о культурной форме, через которую мы воспринимаем природу. Укажите на роль человека как связующего звена между природой и культурой. Выделите наиболее существенное при переходе от природы к культуре. Отметьте, что культура создается в процессе свободной, творческой деятельности, направленной на преодоление природы.

Сложность рассмотрения вопроса о соотношении понятий культура и цивилизация заключается в многозначности толкования этих понятий. Существующие различные точки зрения на цивилизацию (цивилизация – это синоним культуры, цивилизация – это высший этап развития общества, следующий за варварством, цивилизация – это высшая ступень развития общества, материальной и духовной культуры, цивилизация – это период деградации, упадка культуры) необходимо сравнить и проанализировать. Для этого нужно использовать работы О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского и А.Тойнби. Рассмотрите различное понимание цивилизации, выделите ее критерии, сопоставьте культуру и цивилизацию.

 

Контрольные вопросы

  К вопросу 1

1 Что изучает культурология?

2 В какую эпоху начала формироваться культурология как наука?

3 Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»?

4 Что входит в состав культурологического знания?

5 Какое место занимает культурология в системе наук?

6 В чем суть изоляционистского подхода к изучению культурологии?

7 В чем преимущество интегративистского подхода?

8 Перечислите основные методы культурологии.

9 Что является предметом изучения культурологии?

К вопросу 2

1. Дайте определение понятию «культура».

2. В чем причина многозначности понятия «культура»?

3. Какого человека можно назвать культурным?

4. Как соотносятся между собой культура и природа?

5. Кто является связующим звеном между культурой и природой?

 

К вопросу 3

1. Дайте определение понятию «цивилизация».

2. В чем причина многозначности понятия «цивилизация»?

3. Как соотносятся между собой культура и цивилизация?

4. Назовите основные критерии цивилизации?

5. Вечны ли цивилизации?

Темы докладов и сообщений

1. Становление культурологии как науки (И.Г.Гердер)[2].

2. Осмысление феномена культуры (Н.А.Бердяев) [1].

3. Кризис европейской культуры (О.Шпенглер «Закат Европы»)[7].

4. Культура и культура – единство или противостояние? (П.Флоренский)[3, 6].

5. Теория «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер)[4, 5, 7].

 

 

Семинар 2.

Культура и общество

1. Соотношение культуры и общества. Социальные институты культуры.

2. Социологические школы в культурологии.

Основные понятия: общество, наука, религия, искусство, мифология, ценность, оценка, система, человек, личность, социальная психология, культурность, ценностные ориентации.

Основная литература

К вопросу 1

1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. – С. 15- 70.

2. Гуревич, П. С. Культурология/П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2002. – С.167-184.

3. Ерасов, Б. Г. Социальная культурология/Б.Г.Ерасов.— М.: Аспект-Пресс,2000. – С. 112-150.

4. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. – М., 1996. – С. 3-44.

5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.120-132.

 

К вопросу 2

1. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. — М.: Гардарики 1999. – 216с.

2. Гуревич П. С. Культурология/П.С. Гуревич. — М.: Гардарики,2002. – С. 63-72.

3. Матецкая, А.В. Социология культуры: Учеб. пособие/ А.В. Матецкая. – М., 2006. – С.100-150.

4. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. - Ростов-н/Д, 1996. – С. 258-259.

 




double arrow
Сейчас читают про: