Целью изучения темы «Культурология в системе современного знания» является знакомство с основными этапами становления и развития культурологии. Культурология является наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность. Культурология выполняет интегративную функцию для систем гуманитарных знаний и связана с искусством, просветительством (в России), социологией и этнографией. Предметом культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в универсалиях, традициях, нормах, обычаях и законах. Главной целью культурологии является достижение культурного совершенства человека.
В данном семинарском занятии студенты должны получить представление о культурологии как науке, ее месте в системе гуманитарных дисциплин и современного знания, изучение предмета культурологии, ее структуры, а также связи с природой, цивилизацией и этносом. Необходимым условием является усвоение студентами основных понятий культурологии, отражающих ее глубинные проблемы и характеристики.
Подготовку к семинарскому занятию следует начать с определения понятия «культурология», ее предмета и структуры. Для этого необходимо рассмотреть два основных подхода к изучению культурологии (интегративный и изоляционный). Говоря о становлении культурологии как науки, необходимо обратиться к первым культурологическим проблемам, возникшим в эпоху Просвещения (соотношение естественного и искусственного, природного и неприродного) и рассмотреть теорию И.Г.Гердера, изучившего культуру как систему, выделившего основные черты культуры, раскрывшего цель существования культуры и ее воспитательную функцию. Для более точного понимания данного вопроса нужно опираться на дополнительную литературу, представленную в первоисточниках (Дж. Вико, И.Г.Гердера).
Дайте определение понятия «культура», покажите природу его многозначности. Рассмотрите две основные концепции культуры (аксиологическую и деятельностную), укажите на роль ценностей в культуре.
Вопрос «Культура и природа» необходимо рассмотреть, опираясь на работу П.А.Флоренского, подчеркивающего взаимосвязь между природой и культурой. Расскажите о культурной форме, через которую мы воспринимаем природу. Укажите на роль человека как связующего звена между природой и культурой. Выделите наиболее существенное при переходе от природы к культуре. Отметьте, что культура создается в процессе свободной, творческой деятельности, направленной на преодоление природы.
Сложность рассмотрения вопроса о соотношении понятий культура и цивилизация заключается в многозначности толкования этих понятий. Существующие различные точки зрения на цивилизацию (цивилизация – это синоним культуры, цивилизация – это высший этап развития общества, следующий за варварством, цивилизация – это высшая ступень развития общества, материальной и духовной культуры, цивилизация – это период деградации, упадка культуры) необходимо сравнить и проанализировать. Для этого нужно использовать работы О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского и А.Тойнби. Рассмотрите различное понимание цивилизации, выделите ее критерии, сопоставьте культуру и цивилизацию.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1 Что изучает культурология?
2 В какую эпоху начала формироваться культурология как наука?
3 Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»?
4 Что входит в состав культурологического знания?
5 Какое место занимает культурология в системе наук?
6 В чем суть изоляционистского подхода к изучению культурологии?
7 В чем преимущество интегративистского подхода?
8 Перечислите основные методы культурологии.
9 Что является предметом изучения культурологии?
К вопросу 2
1. Дайте определение понятию «культура».
2. В чем причина многозначности понятия «культура»?
3. Какого человека можно назвать культурным?
4. Как соотносятся между собой культура и природа?
5. Кто является связующим звеном между культурой и природой?
К вопросу 3
1. Дайте определение понятию «цивилизация».
2. В чем причина многозначности понятия «цивилизация»?
3. Как соотносятся между собой культура и цивилизация?
4. Назовите основные критерии цивилизации?
5. Вечны ли цивилизации?
Темы докладов и сообщений
1. Становление культурологии как науки (И.Г.Гердер)[2].
2. Осмысление феномена культуры (Н.А.Бердяев) [1].
3. Кризис европейской культуры (О.Шпенглер «Закат Европы»)[7].
4. Культура и культура – единство или противостояние? (П.Флоренский)[3, 6].
5. Теория «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер)[4, 5, 7].
Семинар 2.
Культура и общество
1. Соотношение культуры и общества. Социальные институты культуры.
2. Социологические школы в культурологии.
Основные понятия: общество, наука, религия, искусство, мифология, ценность, оценка, система, человек, личность, социальная психология, культурность, ценностные ориентации.
Основная литература
К вопросу 1
1. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. – С. 15- 70.
2. Гуревич, П. С. Культурология/П.С.Гуревич. — М.: Гардарики, 2002. – С.167-184.
3. Ерасов, Б. Г. Социальная культурология/Б.Г.Ерасов.— М.: Аспект-Пресс,2000. – С. 112-150.
4. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г.Ионин. – М., 1996. – С. 3-44.
5. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.120-132.
К вопросу 2
1. Есин А. Б. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. — М.: Гардарики 1999. – 216с.
2. Гуревич П. С. Культурология/П.С. Гуревич. — М.: Гардарики,2002. – С. 63-72.
3. Матецкая, А.В. Социология культуры: Учеб. пособие/ А.В. Матецкая. – М., 2006. – С.100-150.
4. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. - Ростов-н/Д, 1996. – С. 258-259.






