Дополнительная литература

1. Анализ текста Н.А. Бердяева «Человек и машина». – http//www.russia_diplom.ru/math/7-analiz-texta-na-berdyaeva-chelovek-i-mashina.html.

2. Бердяев, Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии, 1989. – №2. – С.147-148, 153-156.

3. Девдарадзе, Е.А. Понятие красоты в различных системах ценностей (П.А. Сорокин). – http://ww.promgupss.ru/publisher/txt1/more.php?more=10.

4. Петруня, О.Э. Современный кризис в свете социокультурной теории Питирима Сорокина / О.Э. Петруня, Е. В. Говорков. – http://www/hypostasis.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61&temid=1.

5. Сорокин, П. Социологические теории современности. – М.,1992. – 195с.

6. Сорокин, П. Социокультурная динамика//П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.218, 429 - 434.

7. Сорокин, П. Кризис нашего времени//П.Сорокин. Американская социологическая мысль. – М., 1996. – С.356-371.

 

Методические указания

Целью изучения темы «Культура и общество» является определение роли социальных институтов культуры и взаимосвязь культуры и общества. Культура охватывает все общество, все группы и всех индивидов. Культурологическое образование призвано не только готовить молодежь к целостному пониманию мира и активному его преобразованию, но и способствовать осмыслению его культурных достижений, взаимопониманию и общению представителей различных культур. В ходе подготовки данной темы студенты должны не только получить представление о многообразии и самоценности различных культур, но и уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

Необходимо сопоставить понятия «культура» и «общество», дать определение понятию «социальные институты культуры», назвать их и выявить их специфические особенности. Для этого необходимо подчеркнуть их роль в развитии и формировании культуры. Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей, которые первоначально включаются в контекст культуры, но постепенно становятся относительно самостоятельными структурами (мифология, религия, искусство, наука).

Миф – это самая древняя система ценностей. Расскажите, какую роль он играет в современной культуре. Религия начинает доминировать в культуре вслед за мифом. Обратите внимание на религиозные ценности, на веру в сверхъестественное, на то, что непостижимо рациональным путем. Искусство существовало параллельно с мифом и религией. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к творческому осмыслению явлений окружающего мира. Наука – это сложный социальный институт культуры. Подчеркните специфические особенности науки, ее роль в развитии современной культуры.

При рассмотрении вопроса «Социологические школы в культурологии» необходимо использовать такие понятия, как «ценность, человек, мифология, наука, религия, искусство», рассказать о социализации человека в обществе, рассмотреть этот процесс сквозь призму теорий социологической школы (опираясь на работы П.Сорокина). Необходимо помнить, что культура – это система ценностей, которая предопределяет всю палитру человеческой активности и проявляется во всех его достижениях. 

Контрольные вопросы

  К вопросу 1

1. Как связаны между собой общество и культура?

2. Назовите основные социальные институты культуры.

3. Дайте характеристику основным социальным институтам культуры.

4. Почему рождение культуры сопровождается возникновением и становлением систем ценностей?

 

К вопросу 2

1. Как объяснить многообразие подходов, школ, направлений, существующих в культурологии?

2. В чем суть концепции представителей социологической школы?

3. Как определяет смысл и происхождение культуры П. Сорокин?

4. Какие типы культуры выделяет П. Сорокин?

 

Темы докладов и сообщений

1. Проблемы культуры в работах П. Сорокина [4, 7]

2. Культура как система ценностей [3, 6].

3. Развитие техники и судьбы культуры [1, 2].

4. Природа и техника [2].

5. Культура в социологической традиции[3,4,5,6]

 

Семинар 3

Культура и личность

1. Человек как субъект культуры.

2. Виды ценностей. Система ценностных ориентаций.

3. Нормы как регулятор поведения человека в обществе.

4. Социализация и инкультурация.

5. Психоаналитическая концепция культуры.

 

Основные понятии: идеал, мотив, потребность, регулятив, целеполагание, норма, обычай, традиции, сублимация, культурная идентификация, смыслополагание, архетип, коллективное бессознательное.

 

Основная литература

 

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — С. 82-91

2. Культурология: Учебное пособие/ Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 196-209

3. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. — С. 14-15

4. Свасъян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. — 1987. № 6.

К вопросу 2

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.— С. 134-162

2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 196-209

3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 53-57

 

К вопросу 3

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 134-162

2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 196-209

3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 53-57 с.

4. Апресян Р.Г. Талион и Золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 72–84.

 

 

К вопросу 4

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — С. 92-109

2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 233- 244,

3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон - М.,1996. – 340 с.

К вопросу 5

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — С. 92-109

2. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. – С. 37-44

3. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — С. 33-39

4. Культурология / Е. В. Головнёва, Н. В. Горюцкая, Н. П. Деменкова, Н. В. Рыбакова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 15-16.

5. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1992. – С.65-134.

6. Юнг К.Г., Подход к бессознательному //Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991, С. 304

7. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Х91 Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- С. 104-131 с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: