Дополнительная литература

1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. С. 5–28.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 31–37.

3. Ганди М. Речи и статьи о ненасилии // Мораль в политике: Хрестоматия. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 155–214.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 1998–2004. С. 9–31, 164–165.

5. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 229–309.

6. Колтыпина М.В. Ненасилие – социально-политический механизм гражданского общества // Ценности гражданского общества и личность. М.: Гардарики, 2001. С. 92–104.

7. Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 2 §4-5).

8. Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 13)

9. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 98–119.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 24–44, 284–320.

11. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998; М.: Высш. шк., 2005. – С.257–261.

Методические указания

Цель занятия заключается в изучении личностного измерения культуры, видов ценностей, культурных регуляторов поведения, механизмов вхождения в культуру и особенностей психоаналитической концепции культуры.

Субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира «второй природы». Чтобы стать творцом культуры, человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкультурации. Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира социальных отношений. Человек как субъект культуры может выступать на уровне личности, малой, большой социальной группы и человечества в целом.

При подготовке к занятию необходимо выявить общие и специфические черты «социализации» и «инкультурации», определить их роль в становлении личности.

Следует рассмотреть способы передачи социального опыта, раскрыть механизм культурной идентификации. Привести примеры ситуаций, в которых культурная идентичность как проблема, возникает для каждого человека.

Дайте определение ценности. Определите соотношение понятий: ценность и полезность, ценность и значимость, ценность и потребности человека. Приведите примеры бытового и научного понимания ценности.

Определите субъективное и объективное начала в структуре ценностей. Охарактеризуйте функционирование ценности на уровне личности, группы, нации. Ценность как мотив, цель и закрепленный в культуре продукт человеческой деятельности. Приведите примеры.

Нормы - правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать, то есть выступают как схема культурной жизни. Культурные нормы выступают как разрешение и запрещение. Рассмотрите следующие виды норм: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу, мода, вкус, увлечения, верования, знания. Найдите им определения. Приведите примеры.

Поведение человека определяется не только его сознанием, но и глубинными факторами ее психики, обусловливающие состояние личности. Психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации называется психоанализ. Основоположником современного психоанализа считается австрийский ученый З. Фрейд.

В основе фрейдовского открытия лежит феномен бессознательного. Детально рассмотрите все элементы психики с учетом их взаимодействия (Оно, Я, Сверх-Я).

Необходимо определить способ, которым культура проводит в жизнь свои цели (сублимация), рассмотреть механизм формирования "Сверх-Я" (социализация, интериоризация).

Проанализируйте работу З. Фрейда «Недовольство культурой» [5]. Определите причину, по которой культура выступает как репрессивный механизм.

Изучите изначальные культурные источники бессознательного, открытые К.-Г. Юнгом. Подберите определение понятиям «коллективное бессознательное» и «архетип». Раскройте механизм их функционирования. Определите различия во взглядах Юнга и Фрейда на природу бессознательного.

Рассмотрите концепцию социальной природы бессознательного Э. Фромма и А. Адлера. Сопоставьте взгляды З. Фрейд и Э. Фромма на природу человеческой деструктивности; А. Адлера и К.-Г. Юнга на сущность человеческой личности.

 

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Назовите характеристики субъекта культуры.

2. Назовите малые и большие социальные группы.

3. Какова роль творчества в процессе становления личности?

К вопросу 2

1. Что такое ценности культуры? Ценность и оценка?

2. Какова классификация и структура ценностей?

3. Что такое ценностные ориентации?

4. Опишите механизм действия ценностей.

5. Какова причина возникновения ценностных конфликтов?

 

К вопросу 3

1. Какие культурные нормы Вам известны?

2. Дайте определение понятиям: традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, закон, мода, верования и знания.

 

К вопросу 4

1. Что такое культурная самоидентичность?

2. Что общего и различного между социализацией и инкультурацией?

3. Назовите основные этапы становления культурной идентичности индивида.

4. Какие процессы включает в себя механизм идентификации?

К вопросу 5

1. Что представляет собой культура, по мнению З. Фрейда, каковы ее функции? Изобразите структуру культуры графически.

2. Почему, по мнению З. Фрейда, человек испытывает враждебность по отношению к культуре?

3. Как З. Фрейд оценивает искусство и культурные идеалы?

4. Какие стадии формирования религиозных представлений выделяет З. Фрейд?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: