Методические рекомендации

В русле предлагаемых тем курса «Культурология» проблема «Язык культуры» носит теоретически-организующий характер.

В первую очередь, нужно разграничить два сочетания: «язык культуры» и «язык и культура». Указав суть каждого из них, следует определиться в составляющих понятия «язык культуры». Рабочим определением может стать следующее: «язык культуры — совокупность форм, знаков, символов, текстов, которая позволяет людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, успешно ориентироваться в пространстве и времени культуры».

Следующий этап: разграничение понятий «знак» и «символ». Для детализации материала предлагается прочитать работу Ю.М. Лотмана «Символ в системе культуры». Здесь наглядным образом автор показывает функции символов, благодаря содержательной ёмкости и лаконизму формы которых, культура выполняет функцию сохранения. «Наиболее простым примером будут так называемые вечные образы культуры. Культурный комплекс, обозначаемый нами словами «доктор Фауст», пройдя через ряд сменявших друг друга культурных эпох, сохраняет определенную инвариантность, постоянно реконструирующую в нашем сознании те культурные контексты, в которые он исторически включался. Для каждой отдельной эпохи он выглядит как цитата из другого времени. Одновременно, если поставить перед собой проблему: «Фауст как сквозной образ разных эпох», то активизируется его инвариантность, которая лишь подчеркнет несовпадение Фауста немецких народных книг, Марло, Гёте и Т. Манна», – читаем у Лотмана.

Вторая часть семинара посвящена классификации знаков и знаковых систем. Здесь требуется не только, использовав материал из учебника Солонина, Кагана, указать виды знаков, но и выполнить ряд творческих заданий (по геральдике и по анализу фрагмента писателя-постмодерниста Л. Петрушевской).

В третьей части занятия важно выделить школы и концепции в культрологии в исследовании знаково-символических систем. Больший акцент делается на специфике тартусско-московской школы семиотики, на творчестве Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенкого, Вяч. Вс. Иванова и д.р. (работы даны в списке литературы для подготовки). Предложенные на доклады темы детализируют и иллюстрируют вопросы семинара. 

 

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Как связаны понятия «язык» и «культура»? Каковы функции языка в культуре? Как и насколько язык влияет на формирование культурных различий? 

2. Дайте определение понятия «язык культуры». Каковы функции языка культуры?

3. Что такое знак? Что такое символ? Используя статью Ю.М. Лотмана «Символ в системе культуры», укажите существенные особенности символа. Ответ поясните на конкретных примерах, своих или предложенных Ю.М. Лотманом.

 

К вопросу 2

1. Назовите основные типы знаков и знаковых систем.

2. Какие знаки можно назвать естественными? В чём их основные особенности? Покажите на примерах.

3. Что общего и различного между естественными и функциональными знаками?  

4. Что такое иконические знаки? Приведите примеры.

5. Знак-образ-символ. Как связаны эти понятия? Используя материал из учебника Кармина (С. 38-40), поясните знаково-символическую природу герба Санкт-Петербурга объекта. Приведите собственные примеры из области геральдики (гербы стран, городов, дворянских родов и т.д.). Обратите внимание на значение цвета, форму, расположение фигур, историю возникновения и т.д.   

6. Какова специфика конвенциональных знаков? Какие виды конвенциональных знаков существуют? Приведите примеры.

7. Вербальные знаковые системы, или искусственные языки. Функции, историческое и культурное значение. Прочитайте фразу Л.В. Щербы и сказку Л. Петрушевской.

Л.В. Щерба: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка»

Л.Петрушевская «Лингвистические сказки» «Пуськи бятые» (1984)

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

–Калушата! Калушаточки! Бутявка!  

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

–Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

–Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

–Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

С каким явлением языка мы здесь сталкиваемся? Ответ аргументируйте.

8. Что по традиции относят к знаковым системам записи? Какова их роль и значение в истории культуры письменности как способа коммуникации? Насколько стадии развития письма отображают культурный уровень человечества?

 

К вопросу 3

1. Перечислите основные концепции и подходы в исследовании знаково-символических систем.

2. Поясните позицию Э. Кассирера: «человек – животное, творящее, созидающее символы».

3. “Язык есть система знаков, выражающих идеи, а следовательно, его можно сравнить с письмом, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами вежливости, с военными сигналами и т.п.” Поясните мысль представителя структурной лингвистики, основателя Парижской школы семиотики, Ф. де Соссюра.

4. В чём суть концепции лингвистической относительности Сепира-Уорфа?

5. Что изучает семиотика? герменевтика? Назовите представителей тартусско-московской школы семиотики.

6. Что такое вторичные моделирующие системы? Что такое "культурный код"? Познакомьтесь с семиотическим анализом «Медного всадника» (см. учебник Кармина, С. 59-62).

Темы докладов и творческих заданий

1. Семиотика и семиотики. Ю.М. Лотман и тартусско-московская школа семиотики.[5]

2. Семиотика кино[1,3,4].

3. Семиотика иконы[7].

4. Символика цвета в различных культурах[6,7].

5. Символический язык священных текстов[2,7].

 

Семинар 16

Динамика культуры

 

1. Источники и факторы культурной динамики.

2. Виды социокультурной коммуникации. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.

Словарь терминов: социокультурная коммуникация,интеграция, ассимиляция, аккультурация, приемственность культуры,

Основная литература

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 163-182,

2. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. С. 87-88.

3. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — С. 634 – 638, 667-696.

4. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. – 2000. – № 6. – С. 3–17.

К вопросу 2

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 163-182,

2. Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — [любое издание Гл. 4.]

3. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 148–153, 169–171.

4. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. — СПб.: Питер, 2006. С. 696-709

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М., 1998. – С. 205-207, 247–250, 292–303, 333–351, 379–403, 455–481, 513–524.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: