Для того, чтобы определить какую необходимо провести маркетинговую стратегию, для эффективной деятельности предприятия, руководство ООО «ВИТ» должно иметь углубленное представление не только о внутренней, но и внешней среде предприятия, поэтому сотрудники маркетингового отдела постоянно проводят анализ указанных сред.
Маркетинговая стратегия предприятия нацелена на достижимость конкурентных преимуществ. Для этого предприятие изучило рынок сбыта.
Секрет успеха любой компании – в четком видении цели и понимании своей миссии на рынке.
Миссия ООО «ВИТ» - обеспечить своих клиентов полным комплексом самых качественных мясных продуктов и замороженных мясозаготовок. Достижение устойчивой финансовой базы роста прибыльности.
Видение. Высококвалифицированные и заинтересованные специалисты ООО «ВИТ» предоставляют всевозможные услуги и ценности. Стать основанием жизненно важной экономической деятельности, которая обеспечит конкурентное преимущество на рынке. Стать уважаемым лидером в области производства и реализации мясной продукции, удовлетворяющих потребности клиентов и обеспечивающие такие финансовые результаты, которые поставят ООО «ВИТ» в лидеры компаний отрасли.
|
|
Миссия и видение устанавливают общие цели и направления деятельности организации.
ООО «ВИТ» как компания и как отдельные личности, имеет ценности:
-порядочность и надежность;
-заботу о клиентах, партнерах и развитии технологий;
- открытость и респектабельность;
-креативность;
-постановку крупных задач и анализ их составляющих;
-самосовершенствование и личностное стремление к росту;
-ответственность перед клиентами, партнерами и сотрудниками за их приверженность, результаты и качество.
Цель компании ООО «ВИТ»» - высокая прибыль при удовлетворении потребностей клиентов: увеличивать объемы продаж и услуг на 15% ежегодно на протяжении последующих пяти лет; увеличивать прибыль на 10% ежегодно на протяжении последующих пяти лет.
В 2020 году ООО «ВИТ» ставит перед собой следующие задачи:
-создание нового производственного участка по производству элитной продукции;
-достижение устойчивого объема продаж и реализации продукции на уровне 7 млн. р. в месяц;
-разработка и производство новых видов продукции.
ООО «ВИТ» будет стремиться к дальнейшему освоению и расширению занятой рыночной ниши.
7 Формирование стратегии бизнеса
Общая стратегия: для ООО «ВИТ» - стратегия стабильности, которая заключается в сосредоточении на существующем направлении бизнеса и его поддержке. Не смотря на условную стабильность, корпоративная стратегия ООО «ВИТ» включает:
|
|
-развитие продукта в сторону его «обновления»;
-сохранение, основной деятельности организации и поиск новых рыночных ниш в этой области; развитие маркетинга;
-повышение конкурентного уровня организации, наращивание ее стратегических преимуществ;
-новые технологии сбыта продукции «Сбермаркет»;
-поиск и освоение новых технологий, повышении качества продукции и услуг, снижения себестоимости, захвата новых сегментов рынка, наиболее полного удовлетворения потребностей рынка в целом.
Конкурентная стратегия: для ООО «ВИТ» - смешенная стратегия, что заключается в стремлении организации повысить свою конкурентоспособность путем повышения качества производимой продукции с точки зрения оптимального для потребителя соотношения качества и цены; в стремлении организации к минимизации издержек производства без снижения уровня качества продукции и производственного процесса; в стремлении организации расширить ассортимент предлагаемых услуг и продукции.
Функциональные стратегии:
1 Стратегия НИОКР - поиск новых технологий. Основными направлениями поиска являются:
- совершенствование новых технологии производства;
- совершенствование экологичности упаковки.
2 Производственная стратегия - заключается в установлении баланса между оборудованием, рабочей силой, выпуском продукции. Стратегия направлена на удовлетворение среднего уровня спроса и включает:
- гибкость производства;
- высокое качество и умеренные издержки;
- повышение уровня автоматизации производства;
- сохранение объемов производства.
3 Маркетинговая стратегия - предполагает удержание предельно низких цен на высоко качественный товар, расширение географии сбыта.
- поиск новых рыночных ниш;
- поиск новых покупателей (выход за пределы региона);
- комплексная поставка продукции потребителям;
-проведение маркетинговых исследований;
-выход на взаимодействием «Сбербанк-маркет». СберМаркет – новое название сервиса доставки продуктов Instamart;
-проведение различных акций с целью привлечения клиентов.
4 Финансовая стратегия - предполагает обеспечение рентабельности производства, эффективное использование финансовых ресурсов. И включает:
- обновление оборудования;
-обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации.
5 Стратегия управления персоналом - предполагает сохранение ядра рабочего коллектива и коллектива специалистов, эффективную мотивацию рабочих. Ни одна организация не способна добиться преимущества над конкурентами по всем направлениям своей деятельности и показателям одновременно. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегий, в наибольшей степени соответствующих требованиям создавшейся ситуации.
У ООО «ВИТ» - концепция инноваций и лидерства продукта, а также стратегия «первыми представить на рынок новые характеристики и функции продукта».
Таблица 11 - Элементы функциональных стратегий в зависимости от направленности общей стратегии предприятия
№ пп | Функциональная область предприятия
| Направленность общей стратегии предприятия | ||
Стратегия роста | Стратегия стабильности | Стратегия сокращения | ||
А | Б | С | Д | |
1 | Маркетинг | 1 Проведение анализа рынка, постоянное исследование потребностей. 2 Систематическое обновление ассортимента. 3 Проведение политики дифференциации цен. 4 Усиление рекламы 5 Повышение активности в сервисном обслуживании. | 1 Интенсивное проведение комплексного изучения рынка. 2 Поиск новых ниш на рынке. 3 Уступки в ценах с целью увеличения продаж, скидки постоянным клиентам | 1 Сокращение сроков доставки до клиента с использованием «Сбербанк-доставка» |
2 | Производство | 1 Повышение уровня авто-матизации производства. 2 Использование комплек-тующих, изготовленных другими фирмами для увеличения мощностей своего предприятия 3 Максимальная загрузка производственных мощностей | 1 Определение опти-мального размера партии. 2 Контроль за поставками (цена, условия, выбор поставщика) | Разработка планов остановки нерентабельных производств. Списывание с продажей устаревшего изношенного оборудования |
3 | Кадры | 1 Обучение персонала. 2 Увеличение численности занятых сервисным обслуживанием. | Совершенствование системы оплаты труда и мотивации | |
4 | Финансы | Отказ от инвестиций при высокой степени риска. Совершенствование контроля затрат. Своевременное вложение средств в новые проекты. | Осуществление продажи в рассрочку | Поиск потенциальных покупателей и партнеров, участие в тендерах |
5 | НИОКР | Использование современного оборудования. Соблюдение лицензий. | Активация разработок в области усовершенствования технологии | Сокращение оборудования с высокими затратами на расходники и комплектующие |
Цель потребительского предложения «гибкие предложения». Для кого-то это гибкость - цены, для других уникальное качество.
|
|
Для третьих – быстрая доставка. СберМаркет – сервис доставки продуктов из супермаркетов на дом и в офис. Партнерство со Сбербанком обещает привлечь еще больше покупателей, заинтересованных в том, чтобы экономить личное время и не тратить силы на походы по магазинам, предпочитая, чтобы выбранные продукты привозили курьеры на дом.
Сбербанк планирует развивать службу доставки, в перспективе – расширение зоны обслуживания, добавление в каталог новых партнеров и товарных позиций, а также повышение качества услуг и скорости приезда курьеров.
Для эффективного планирования конкурентных маркетинговых стратегий необходимо постоянно выяснять о своих конкурентах все, что только возможно необходимо постоянно сравнивать товары, цены, каналы сбыта и стимулирование сбыта с теми, которые используют конкуренты.
|
|
Исходя из анализа конкурентов, представленного выше, оптимальной для ООО «ВИТ» стратегией является стратегия концентрации, то есть необходимо сосредотачивать свои усилия на качественном обслуживании, в основным городских розничных клиентов, то есть тех клиентов, которые имеют ресурсы для продаж наших продуктов конечным потребителям.
Предприятие ООО «ВИТ» должно вести маркетинговые исследования в двух направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к производству товара и оценка возможности его выпуска. Ориентирование на рыночный спрос предполагает решение следующих вопросов:
- ассортимент товаров, которыми интересуются клиенты,
- ассортимент товаров, которые предприятие может произвести и реализовать с прибылью,
- конкретные ситуации при реализации товара,
- объем потребности рынка в тех или иных товарах,
- объем ресурсов, необходимый для продажи соответствующего товара.
Номенклатура и ассортимент продукции являются одними из основных показателей производственной программы предприятия.
Для комплексного системного подхода к маркетинговым исследованиям необходима разработка программы. Программа маркетингового исследования - это структурированный документ, который описывает проблемную ситуацию и процедуры ее изучения. Разработка программы является первым этапом проведения маркетингового исследования.
Программа маркетингового исследования включает в себя:
-определение проблемы;
-постановка целей исследования;
-формирование рабочей гипотезы исследования и вопросов;
-определение системы показателей;
-разработка рабочего инструментария;
-определение этапов и сроков проведения маркетингового исследования
Основным моментом данной программы предлагаем сделать упор на маркетинг - организация на предприятии регулярной и мобильной службы маркетинга. Важным для увеличения рынка сбыта является выяснение у покупателей товара конкурентов причин, этому способствующих. На основе этих и других данных необходимо разработать методику определения удовлетворенностью потребителей качеством и ассортиментов продукции ООО «ВИТ». Необходимо наладить обратную связь с потребителем.
Основным направлением совершенствования деятельности ООО «ВИТ» является - расширение рынка сбыта продукции предприятия.
Заключение
Для России осмысление, разработка и реализация новых подходов в области конкурентоспособности – чрезмерно важная проблема. Традиционные для экономики России конкурентные преимущества могут раскрыться в инновационной сфере, организации производства, в области профессионализма менеджеров и управленческого персонала в целом. Вместе с тем при выборе конкурентных преимуществ анализируются все характеристики, определяющие качество управления в их совокупности, подтверждая, что качество управления остается основой оценки управленческой деятельностью. Только качественные управленческие результаты могут стать эффективными и обеспечить успех наряду с преимуществами в области технологии или качества продукции.
В результате изучения документов предприятия достигнута основная ее цель и решены представленные задачи.
На основании проведенного анализа за период 2017 – 2019 гг. можно сделать ряд выводов.
1 Приоритетным видом деятельности предприятия ООО «ВИТ» является производство и реализация продукции мясопереработки. Изучение структуры товарной продукции показало, что в структуре товарной продукции большую часть занимают полуфабрикаты – 25,4%, на втором месте – копченые колбасы – 21,6%, на третьем – прочая продукция и вареные колбасы – 16,6 и 15,0% соответственно. Наименьший удельный вес в структуре производимой продукции принадлежит порционной нарезке – 3,2% и ветчинам и сырокопченой продукции (по 4,9%).
2 В структуре основных производственных фондов наибольшую часть занимают здания, так как данное производство требует наличие множества производственных площадей для размещения многочисленного оборудования (печи, упаковочная линия, мясорубки, куттеры, xoлодильнoe оборудование и т.д.).
3 ООО «ВИТ» является рентабельным, обладает всеми необходимыми ресурсами для расширенного воспроизводства своей деятельности, однако, увеличение цен на сырье, электроэнергию, промышленные ресурсы.
4 Общая стратегия: для ООО «ВИТ» - стратегия стабильности, которая заключается в сосредоточении на существующем направлении бизнеса и его поддержке. Не смотря на условную стабильность, корпоративная стратегия ООО «ВИТ» включает:
-развитие продукта в сторону его «обновления»;
-сохранение, основной деятельности организации и поиск новых рыночных ниш в этой области; развитие маркетинга;
-повышение конкурентного уровня организации, наращивание ее стратегических преимуществ;
-новые технологии сбыта продукции «Сбермаркет»;
-поиск и освоение новых технологий, повышении качества продукции и услуг, снижения себестоимости, захвата новых сегментов рынка, наиболее полного удовлетворения потребностей рынка в целом.
Конкурентная стратегия: для ООО «ВИТ» - смешенная стратегия, что заключается в стремлении организации повысить свою конкурентоспособность путем повышения качества производимой продукции с точки зрения оптимального для потребителя соотношения качества и цены; в стремлении организации к минимизации издержек производства без снижения уровня качества продукции и производственного процесса; в стремлении организации расширить ассортимент предлагаемых услуг и продукции.
Литература
I Нормативно-правовые документы
1.Отчетность ООО «ВИТ» 2017-2019гг.
II Научно-методическая литература
1. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие /В.А. Баринов - М.: ИНФРА-М, 2018. - 285 c.
2. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии // СМАЛЬТА. 2019. № 6. С. 18-20.
3. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. – 616 с.
4. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 280 с.
5. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений // Проблемы современной экономики. –2017. №2. –С. 140–143.
6. Карасев А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. П. Карасев. — М.: Издательство: Юрайт, 2015. — 323 с.
7. Ким С. А. Маркетинг: учебник для вузов / С. А. Ким. – М.: Дашков и К, 2011. – 257 с.
8. Кучер В.А. Стратегический анализ предприятия: FOT-анализ // Молодой ученый. - 2019. -№10.- С. 251-253.
9. Лукьянова Н. Ю. Методика анализа маркетинговой среды предприятия // Молодой ученый. - 2019. - №7.1. - С. 24-27.
10. Маркетинг: учебник для вузов / ред. Н. М. Кондратенко. - М.: Юрайт, 2011. – 540 с.
11. Маркетинг: для студентов вузов / ред. С. В. Карпова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 221 с.
12. Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов / Т.Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2010. – 410 c.
13. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д.В. Тюрин. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 342 с.
14. Мушкетова Н.С. Многоуровневая маркетинговая среда: сущность и содержание // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. Выпуск № 2. - том 3. – 2010.
15. Основы маркетинга. Теория и практика / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 381 с.
16. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: Учебник / В.Н. Парахина. - М.: КноРус, 2017. - 496 c.
17. Стрельченко К.С. Методика анализа глобального макроокружения TEMPLES // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
18. Управление персоналом организации: учебник / под. ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 695 с.
19. Чурлей Э.Г. Применение TEMPLES+I анализа для проведения комплексной оценки в международном маркетинге // Международное право и международные отношения. – 2011. –№4.
20. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2018. - 304 c.