Раздел 1. Нормативно-правовые основы энергоэффективности и энергосбережения
Тема 1.1: Нормативно-правовая база по энергосбережению и повышению энергоэффективности
Изучаемые вопросы:
1. Введение. Аннотация рабочей учебной программы дисциплины ЭРиТ.
2. Общая характеристика нормативно-правовых актов.
3. Нормативно-техническая база энергосбережения и энергетической эффективности.
4. Контрольные вопросы.
Учебная цель:
Ознакомить студентов с основными нормативно-правовыми документами, относящимися к энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Время: 2 часа
Литература:
1. Богатырева О.Н, Кузьмина И.Д. Нормативно-правовая база
энергосбережения в Российской Федерации: учебное пособие / СПбГТУРП. СПб., 2014.
2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013).
|
|
4. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.04.2013).
Введение. Аннотация рабочей учебной программы
Дисциплины
Направление подготовки: 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника
Направленность (профиль) программы
- «Релейная защита и автоматика»;
- «Электрические системы и сети».
Общая трудоемкость - 2 з.е. (72 часа), в том числе:
- Контактная работа – 36 часов (практические семинарские занятия);
- Самостоятельная работа студентов – 36 часов (подготовка к семинарам).
Часы распределены равномерно по двум семестрам. Соответственно, в каждом семестре по 18 часов практические семинарские занятия и по 18 часов самостоятельная работа студентов (подготовка к семинарам).
В каждом семестре предусмотрено три 2-х часовые практических занятия (лекционного характера) и три 4-х часовые практические занятия (семинарского характера). Последовательность занятий: за каждым 2-х часовым практическим (лекционным) занятием идут два 2-х часовые практические занятия (семинарского характера).
Форма контроля: Контрольная работа и зачет с оценкой в каждом семестре.
Цель (цели) освоения дисциплины: формирование у студентов необходимых компетенций по современным проблемам развития интеллектуальных сетей в энергетическом секторе, что позволит им успешно решать теоретические и практические задачи в перспективной профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать у студентов способности к применению современных методов исследования развивающихся интеллектуальных сетей в энергетическом секторе.
|
|
2. Развить у студентов способности оценивать и представлять результаты выполненной работы по цифровизации и интеллектуализации сетей электроэнергетики.
Требования к результатам обучения по дисциплине
Обучающиеся должны освоить дисциплину на уровне, позволяющем им ориентироваться в схемных решениях, свойствах и характеристиках интеллектуальных сетей в энергетическом секторе. Уровень освоения дисциплины должен позволять студентам понимать стратегию развития интеллектуальных электрических сетей для предприятий энергетики.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
осуществлять критический анализ мировой и отечественной интеллектуальной энергетики;
разрабатывать стратегию развития интеллектуальных сетей в энергетическом секторе;
формировать возможные варианты разработки интеллектуальных сетей для предприятий электроэнергетики.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине.
Категория компетенций | Код и наименование компетенции | Код и наименование индикатора достижения компетенции |
Системное и критическое мышление | УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий | УК-1.1. Анализирует проблемную ситуацию и осуществляет её декомпозицию на отдельные задачи. УК-1.2. Вырабатывает стратегию решения поставленной задачи. УК-1.3. Формирует возможные варианты решения задач. |
Исследования | ПК-2 Способен самостоятельно выполнять исследования | ПК-2.1. Выбирает необходимый метод исследования для решения поставленной задачи. ПК-2.2. Проводит анализ полученных результатов. ПК-2.3. Представляет результаты выполненной работы. |
Общая характеристика нормативно-правовых актов.
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Энергетическая политика РФ реализуется на федеральном и региональном уровне, и предусматривает правовое регулирование отношений в сфере топливо и энергообеспечения при решении энергетических проблем. Новая региональная энергетическая политика учитывает принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса северных, южных, центральных и восточных районов России.
Нормативно-правовая база энергосбережения представляет собой свод юридических документов, определяющих политику государства в области энергосбережения и энергетической эффективности.
По своей юридической силе все нормативно-правовые документы можно построить по следующей иерархии:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой Российской Федерации;
3. Указы Президента Российской Федерации;
4. Постановления и решения Правительства Российской Федерации;
5. Региональные законы, постановления и решения администрации регионов;
6. Постановления и решения муниципальных образований;
7. Приказы и распоряжения руководителей предприятий и организаций всех форм собственности.
Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) разделила полномочия между федеральными и иными органами власти. Согласно Конституции РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти [1].
Гражданский кодекс РФ играет важную роль в регулировании отношений по энергосбережению, он предусматривает:
|
|
- правила заключения, изменения и расторжения договоров энергоснабжения, в том числе с предприятиями, организациями и населением;
- методы учёта и необходимость поддержания качества поданной потребителю энергии;
- обязанность покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования;
- экономическую ответственность энергоснабжающей организации за нанесённый ущерб потребителю при перерыве энергоснабжения;
- ответственность руководителей предприятий, организаций, учреждений за расточительное расходование электрической и тепловой энергии [2].
Правоотношения в области энергосбережения регулируются также следующими федеральными законами (ФЗ):
1. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ [5];
2. «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013) [8];
3. «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.04.2013) [12], и др.
Наиболее актуален закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. Целью этого закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с ФЗ №261 основывается на следующих принципах:
1. Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.
2. Поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
4. Планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5. Использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
|
|
Закон четко регламентирует полномочия органов государственной власти Российской Федерации (РФ), органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления законом:
- требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
- запретов или ограничений производства и оборота в РФ товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность;
- обязанностей по учету используемых энергетических ресурсов;
- требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружении;
- обязанностей проведения обязательного энергетического обследования;
- требований к энергетическому паспорту;
- обязанностей проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;
- требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- обязанностей распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- обязанностей реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- порядка исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ №261;
- иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Во исполнение федеральных законов приняты ряд постановлений правительства, связанных с энергетикой и энергосбережением:
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 06.04.2013 № 688 [36];
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 (в ред. От 22.07.2013) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и др. [23].