Общая характеристика нормативно-правовых актов

Раздел 1. Нормативно-правовые основы энергоэффективности и энергосбережения 

 

Тема 1.1: Нормативно-правовая база по энергосбережению и повышению энергоэффективности

 

 

Изучаемые вопросы:

 

1. Введение. Аннотация рабочей учебной программы дисциплины ЭРиТ.

2. Общая характеристика нормативно-правовых актов.

3. Нормативно-техническая база энергосбережения и энергетической эффективности.

4. Контрольные вопросы.

 

Учебная цель:

 

Ознакомить студентов с основными нормативно-правовыми документами, относящимися к энергосбережению и повышению энергоэффективности.

 

Время: 2 часа

 

Литература:

1. Богатырева О.Н, Кузьмина И.Д. Нормативно-правовая база
энергосбережения в Российской Федерации: учебное пособие / СПбГТУРП. СПб., 2014.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013).

4. Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.04.2013).

 


 



Введение. Аннотация рабочей учебной программы

Дисциплины

Направление подготовки: 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника

Направленность (профиль) программы

- «Релейная защита и автоматика»;

- «Электрические системы и сети».

Общая трудоемкость - 2 з.е. (72 часа), в том числе:

- Контактная работа – 36 часов (практические семинарские занятия);

- Самостоятельная работа студентов – 36 часов (подготовка к семинарам).

Часы распределены равномерно по двум семестрам. Соответственно, в каждом семестре по 18 часов практические семинарские занятия и по 18 часов самостоятельная работа студентов (подготовка к семинарам).

В каждом семестре предусмотрено три 2-х часовые практических занятия (лекционного характера) и три 4-х часовые практические занятия (семинарского характера). Последовательность занятий: за каждым 2-х часовым практическим (лекционным) занятием идут два 2-х часовые практические занятия (семинарского характера).

Форма контроля: Контрольная работа и зачет с оценкой в каждом семестре.

Цель (цели) освоения дисциплины: формирование у студентов необходимых компетенций по современным проблемам развития интеллектуальных сетей в энергетическом секторе, что позволит им успешно решать теоретические и практические задачи в перспективной профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у студентов способности к применению современных методов исследования развивающихся интеллектуальных сетей в энергетическом секторе. 

2. Развить у студентов способности оценивать и представлять результаты выполненной работы по цифровизации и интеллектуализации сетей электроэнергетики.

Требования к результатам обучения по дисциплине

Обучающиеся должны освоить дисциплину на уровне, позволяющем им ориентироваться в схемных решениях, свойствах и характеристиках интеллектуальных сетей в энергетическом секторе. Уровень освоения дисциплины должен позволять студентам понимать стратегию развития интеллектуальных электрических сетей для предприятий энергетики.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

осуществлять критический анализ мировой и отечественной интеллектуальной энергетики;

 разрабатывать стратегию развития интеллектуальных сетей в энергетическом секторе;

формировать возможные варианты разработки интеллектуальных сетей для предприятий электроэнергетики.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине.

Категория компетенций Код и наименование компетенции Код и наименование индикатора достижения компетенции
Системное и критическое мышление УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий УК-1.1. Анализирует проблемную ситуацию и осуществляет её декомпозицию на отдельные задачи. УК-1.2. Вырабатывает стратегию решения поставленной задачи. УК-1.3. Формирует возможные варианты решения задач.
Исследования ПК-2 Способен самостоятельно выполнять исследования   ПК-2.1. Выбирает необходимый метод исследования для решения поставленной задачи.  ПК-2.2. Проводит анализ полученных результатов. ПК-2.3. Представляет результаты выполненной работы.

Общая характеристика нормативно-правовых актов.

 

Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Энергетическая политика РФ реализуется на федеральном и региональном уровне, и предусматривает правовое регулирование отношений в сфере топливо и энергообеспечения при решении энергетических проблем. Новая региональная энергетическая политика учитывает принципиальные различия условий энергоснабжения и структуры топливно-энергетического баланса северных, южных, центральных и восточных районов России.

Нормативно-правовая база энергосбережения представляет собой свод юридических документов, определяющих политику государства в области энергосбережения и энергетической эффективности.

По своей юридической силе все нормативно-правовые документы можно построить по следующей иерархии:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой Российской Федерации;

3. Указы Президента Российской Федерации;

4. Постановления и решения Правительства Российской Федерации;

5. Региональные законы, постановления и решения администрации регионов;

6. Постановления и решения муниципальных образований;

7. Приказы и распоряжения руководителей предприятий и организаций всех форм собственности.

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) разделила полномочия между федеральными и иными органами власти. Согласно Конституции РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти [1].

Гражданский кодекс РФ играет важную роль в регулировании отношений по энергосбережению, он предусматривает:

- правила заключения, изменения и расторжения договоров энергоснабжения, в том числе с предприятиями, организациями и населением;

- методы учёта и необходимость поддержания качества поданной потребителю энергии;

- обязанность покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования;

- экономическую ответственность энергоснабжающей организации за нанесённый ущерб потребителю при перерыве энергоснабжения;

- ответственность руководителей предприятий, организаций, учреждений за расточительное расходование электрической и тепловой энергии [2].

Правоотношения в области энергосбережения регулируются также следующими федеральными законами (ФЗ):

1. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ [5];

2. «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в ред. От 05.04.2013) [8];

3. «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.04.2013) [12], и др.

Наиболее актуален закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009г. Целью этого закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с ФЗ №261 основывается на следующих принципах:

1. Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.

2. Поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. Системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

4. Планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5. Использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Закон четко регламентирует полномочия органов государственной власти Российской Федерации (РФ), органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления законом:

-  требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;

-  запретов или ограничений производства и оборота в РФ товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность;

-  обязанностей по учету используемых энергетических ресурсов;

-  требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружении;

-  обязанностей проведения обязательного энергетического обследования;

-  требований к энергетическому паспорту;

-  обязанностей проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

-  требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;

-  требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

-  требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

-  основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

-  обязанностей распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

-  обязанностей реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

-  порядка исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ №261;

-  иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Во исполнение федеральных законов приняты ряд постановлений правительства, связанных с энергетикой и энергосбережением:

Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» от 06.04.2013 № 688 [36];

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 (в ред. От 22.07.2013) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и др. [23].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: