Региональные и муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Региональная программа энергосбережения – это документ, содержащий комплекс организационных, технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации, и направленный на решение задач энергосбережения, с определением приоритетных направлений реализации государственной политики в этой области, а также путей максимального использования имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов в регионе.

Основанием для разработки рекомендаций программ является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 25).

При разработке рекомендаций, а следовательно, и программ необходимо учитывать достаточно большое количество требований, установленных в документах, утвержденных на федеральном уровне.

Основными из них являются:

- Государственная программа Российской Федерации
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2010 г. (№ 2446-р);

- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», содержащее весьма широкий перечень показателей, подлежащих включению в региональные программы энергосбережения [23];

- Приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61, содержащий детальный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению;

- Приказ Минрегиона России от 7 июня 2010 г. № 273, устанавливающий набор обязательных для включения в программы энергосбережения показателей с формулами их расчета [48].

Следует отметить, что региональные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности и программы организаций с участием государства или муниципальных образований имеют существенные различия. В связи с этим целесообразно рассмотреть порядок их разработки и реализации отдельно.

Разработку региональных программ энергосбережения и повышения
энергоэффективности рекомендуется выполнять в 6 основных этапов:

1. Сбор исходных данных.

2. Составление топливно-энергетического баланса (ТЭБ) региона, определение потенциала и резервов энергосбережения в разных секторах экономики.

3. Выбор приоритетных направлений энергосбережения, формирование структуры программы.

4. Подбор эффективных технических решений энергосбережения и повышения энергоэффективности и их увязка между собой.

5. Выбор мотивирующих механизмов для реализации технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

6. Мониторинг программ энергосбережения при их разработке и реализации.

Основным результатом первого этапа разработки региональной программы энергосбережения является анализ и сопоставление комплекса выявленных особенностей региона с Государственной программой, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2446-р от 27 декабря 2010 г.

На первом этапе сбора исходных данных, основной целью является определение ключевых особенностей региона, оказывающих важнейшее влияние на энергопотребление, и затрат, связанных с ресурсообеспечением территории.

К числу важнейших особенностей, определяющих качественную картину региона относятся:

- природно-климатические особенности и экология региона;

- важнейшие географические параметры (общая площадь, численность населения) и распределение потребителей разных видов энергии по территории;

- обеспеченность региона энергоресурсами и инфраструктурой для их использования (характеристики энергоисточников и энергосетей, наличие дефицита пиковой электрической мощности);

- динамика потребления различных видов энергоресурсов по секторам (и подсекторам) экономики;

- структура промышленного производства и уровень валового регионального продукта (ВРП).

Основным результатом второго этапа разработки региональной программы энергосбережения является составление ТЭБ региона, оценка потенциалов энергосбережения в различных секторах экономики и территории в целом.

Результатами разработки ТЭБ являются данные по фактической структуре производства и потребления энергоресурсов, фактические потери, потенциал энергосбережения, резервы мощности.

Исходной информацией для составления ТЭБ являются формы статотчетности, фактические данные от энергоснабжающих организаций по отпуску, потреблению и потерям энергии, данные по нормативам потерь, результаты энергоаудита и другая официальная информация.

Основным результатом на третьем этапе является выбор приоритетных направлений энергосбережения и формирование структуры программы. Комплекс приоритетных направлений по повышению энергетической эффективности формируется по результатам оценки потенциала региона. При формировании этого комплекса необходимо учитывать потенциал системных решений. Во многих случаях реализация системных мер может дать существенно больший эффект, чем частные оптимизационные решения.

Региональные программы энергосбережения должны включать целевые индикаторы и показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности, содержащиеся в Государственной программе, утвержденной Правительством РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р.

Подбор эффективных технических решений энергосбережения и повышения энергоэффективности и их увязка между собой выполняются на четвертом этапе.

Формирование наиболее эффективного комплекса мер и мероприятий для региональных программ энергосбережения осуществляется путем решения двух основных задач:

- выбор технических и организационных решений (подходов) для поэтапной реализации потенциала и резервов энергосбережения, определенных на втором этапе;

- формирование благоприятной мотивационной среды для реализации подобранных технических мер (нормативно-правовое поле, экономические стимулы, запреты и др.).

Основным результатом четвертого этапа разработки региональной программы энергосбережения является выбор из всего комплекса мер наиболее эффективных и быстрореализуемых по сравнению с остальными мерами в применении к конкретному региону.

Выбор мотивирующих механизмов для реализации технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности производится на пятом этапе.

Реализация ряда технических мероприятий, необходимых для развития энергосистемы региона и повышения уровня энергоэффективности, требует совершенствования нормативно-правового поля, создания благоприятной мотивационной среды и формирования различных стимулирующих механизмов:

- финансово-экономических механизмов;

- нормативно-правовой базы, регламентов и стандартов;

- информационно-пропагандистских мер;

- рычагов тарифного и иного стимулирования.

Основным результатом пятого этапа является сформированная комплексная региональная программа энергосбережения с обязательным определением необходимых мотивационных механизмов, в зависимости от особенностей территории.

На шестом этапе осуществляется мониторинг программ энергосбережения и повышения энергоэффективности при их разработке и реализации.

В качестве индикаторов выполнения программных мероприятий могут использоваться удельные расходы энергоресурсов, потери при транспортировке энергоносителей, удельные показатели в разных секторах потребления и др..

Основным результатом шестого этапа является обеспечение в рамках региональной программы энергосбережения комплексного непрерывного мониторинга в первую очередь показателей энергопотребления в регионе. Результаты мониторинга являются основанием для корректировки региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности региона.

В состав региональной программы энергосбережения рекомендуется включать следующие разделы:

1. Паспорт Программы.

2. Анализ текущего состояния проблемы.

3. Цель и задачи программы.

4. Система программных мероприятий.

5. Сроки (этапы) реализации Программы.

6. Важнейшие целевые индикаторы и показатели.

7. Нормативно-правовое обеспечение.

8. Финансирование и стимулирование реализации мероприятий.

9. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации
программы.

При необходимости в состав разделов программы могут быть включены:

- введение;

- терминология, определения, сокращения.

В паспорте программы рекомендуется указывать ее наименование, основание для разработки, разработчика и исполнителей, сроки реализации, цели, основные задачи, важнейшие целевые показатели и индикаторы, краткое изложение основных мероприятий, объемы и источники финансирования по годам реализации Программы, ожидаемые социально-экономические результаты.

Содержание остальных разделов программы соответствует рекомендуемым выше этапам ее разработки.

Программы предприятий и организаций с участием государства или муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергоэффективностирекомендуется разрабатывать на основе данных, полученных в ходе энергетического обследования. В соответствии со ст. 16 Закона № 261-ФЗ для организаций с участием государства или муниципального образования проведение энергетического обследования является обязательным.

Первое энергетическое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования должны проводиться не реже, чем один раз каждые пять лет.

Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 261-ФЗ деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования.

Энергетическое обследование организации включает в себя комплексный анализ исходной ситуации по потреблению энергетических ресурсов, эффективности их использования, выявление потенциала энергосбережения.

Результатом энергетического обследования является энергетический паспорт, который составляется по форме в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 182.

Помимо энергетического паспорта по результатам энергетического обследования, должен быть разработан перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведена их стоимостная оценка. Согласно ч.З ст. 15 Закона № 261-ФЗ по соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Целесообразно при формировании конкурсной документации на проведение энергетического обследования в техническом задании указать в составе работ разработку перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, или же непосредственно разработку Программы организации.

В случае если энергетическое обследование не было проведено, то для разработки Программы необходимо самостоятельно собрать соответствующую базовую информацию об объекте обследования.

Минимально необходимый перечень разделов программы охватывает:

- анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- цели и задачи с указанием сроков и этапов реализации программы и целевых показателей;

- перечень программных мероприятии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- объем и источники финансирования;

- ожидаемые результаты.

В Программу могут быть включены и иные разделы, в том числе введение и механизм реализации Программы.

Программа также должна содержать паспорт программы, в котором указываются те же сведения, что и в паспорте региональной программы.

Для разработки отдельных разделов программы можно рекомендовать тот же алгоритм, основные положения которого изложены в рекомендациях по разработке региональных программ. Это связано с тем, что программы организаций с участием государства или муниципального образования, как правило, являются составной частью региональной программы.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления могут установить дополнительные требования к Программам организаций с участием государства или муниципальных образований. Поэтому при разработке Программы необходимо учитывать также требования регионального (муниципального) уровня.

Для расчета экономической эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут быть использованы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Они утверждены Министерством экономики Российской Федерации от 21 июня 1999 г. №ВК 477, Министерством финансов Российской Федерации от 21 июня 1999 г., Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г.

Для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, расчет целевых показателей осуществляется с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения. Они определены в «Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 273 [48].

Перечень интегральных целевых индикаторов и показателей Государственной программы и ее подпрограмм по отдельным секторам экономики Российской Федерации приведен при рассмотрении основных положений Программы.

Интегральным целевым показателем энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации в целом является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40 %.

Целевые индикаторы энергосбережения определяют задания по суммарной экономии основных видов энергетических ресурсов в натуральном выражении: природного газа, электроэнергии, тепловой энергии, нефти и нефтепереработки, а также годовой экономии первичной энергии и суммарному снижению выбросов парниковых газов.

 




Контрольные вопросы

1. Основные разделы государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

2. Сравнительные показатели энергоёмкости РФ и других стран.

3. Основные макроэкономические показатели по итогам реализации Программы.

4. Назовите целевые индикаторы государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

5. Назовите целевые показатели государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

6. Интегральный целевой показатель энергосбережения и повышения энергетической эффективности для экономики Российской Федерации.

7. Перечислить стимулирующие механизмы и меры господдержки в области энергосбережения и повышение энергетической эффективности.

8. Порядок разработки региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

9. Особенности разработки программ по энергосбережению для предприятий и организаций.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: