Актуальные проблемы, цель, задачи, объект, предмет и направления развития Организационного поведения как научного знания и учебной дисциплины

Лекция № 1

Тема: Введение в учебный курс «Организационное поведение»

Актуальные проблемы, цель, задачи, объект, предмет и направления развития Организационного поведения как научного знания и учебной дисциплины

Уважаемые коллеги! Мы начинаем изучать основные феномены организационного поведения: различные теории и закономерности, а также в процессе учебного семестра - практические рекомендации и правила организационного поведения, в том числе и делового и профессионального общения.

Этот курс включает в себя знания в первую очередь таких наук, как социальная психология, организационная психология, психология делового и профессионального общения. А также курс тесно связан с такими дисциплинами (науками), как «Социология» (предметом является социальная система, в которой индивид осуществляет свою социальную роль), «История», «Философия», «Менеджмент».

Не секрет, что в нынешних условиях успех любого предприятия или организации во многом зависит от деятельности его кадров (персонала), а также от искусства, личных качеств и навыков менеджера (руководителя) в управлении коллективом, от психологического климата и пр.

 

Организационное поведение – это наука о том, как люди ведут себя (взаимодействуют) в организации, каким образом их поведение влияет на результаты работы, а также каким образом сама организация влияет на это поведение и трудовую деятельность.

Составляющими компонентами организационного поведения являются: индивид, группа, организация.

В процессе изучения дисциплины «Организационное поведение»

важное место занимают следующие вопросы: способности и коммуникативные качества работников, их отношение к труду и удовлетворенность трудовой деятельностью, трудовая и личностная мотивация, взаимодействие и групповое принятие решений, руководство и лидерство, стрессы, конфликты, различные виды делового и профессионального общения, деловой этикет, персональный и корпоративный имидж и др.  

«Организационное поведение», действительно, междисциплинарная дисциплина, так как оно служит основой для изучения целого

комплекса дисциплин, связанных с различными вопросами управления, которые обеспечивают актуальную фундаментальную подготовку специалистов и, в первую очередь, для принятия профессиональных решений в области управления персоналом.

После изучения данной дисциплины студенты также должны выработать практические навыки в области делового и профессионального общения и этикета, для формирования, функционирования и коррекции делового (персонального) и корпоративного имиджей, для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов в коллективе, управления стрессовыми ситуациями, повышения мотивации, управления изменениями и развитием организации и др.

 К основной цели организационного поведения можно отнести выявление закономерностей и систематизацию поведения людей в различных профессиональных (трудовых, организационных) ситуациях.

В качестве основных задач выделим:

- объяснение причин и закономерностей поступков индивидов в определенных условиях трудовой (профессиональной) деятельности;

- прогнозирование поведения работника в будущем;

- овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.

    В.П. Крикун указывает, что «Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время организационное поведение — прикладная наука, предоставляющая набор используемых на различных уровнях анализа инструментов. Например, она позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник—подчиненный»). Кроме того, знания об организационном поведении чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных). В ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп (например, технических служб и отдела продаж), менеджеров интересуют возникающие межгрупповые отношения. И наконец, организации могут рассматриваться и управляться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия)».

Таким образом, объектом науки выступают: индивиды, группы и организации.

Предметом организационного поведения являются: межличностные, личностно-групповые и межгрупповые отношения; закономерности формирования и функционирования персональных и групповых поведенческих моделей и коммуникаций; система способов, приемов и средств управления персоналом организации.

В любых научных исследованиях, как известно, применяются различные методы (приемы и средства), с помощью которых можно получить достоверные данные о предмете изучения и в дальнейшем использовать их в для выделения научных теорий и создания практических рекомендаций.

Можно выделить следующие основные методы исследования организационного поведения:

 - наблюдения: изучение, например, психологического климата в коллективе, выявление конфликтов, изучение состояния рабочего места и т.п.;

- опросы («словесные» и письменные): интервью, анкетирование, тестирование (в частности, измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива и т.п.);

- изучение документов, утвержденных и функционирующих в организации, регламентирующих деятельность работников и групп (например, устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);       

- эксперименты: проведение лабораторных или естественных экспериментов.

 

  1.2. Становление организационного поведения как научной дисциплины

По мнению В.П. Крикуна, по формальным признакам организационное поведение является сравнительно юной отраслью научного знания. Формирование теории организационного поведения как особого научного направления было связано с развитием управленческих наук. Кратко рассмотрим эволюцию управления как науки с точки зрения различных научных школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: