I Основные определения и понятия науки

Наука – непрерывно развивающаяся, динамическая система знаний о закономерностях развития природы и общества и способах воздействия на окружающий мир.

В науке выделяют два раздела: фундаментальные и прикладные исследования. Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о чём-либо. Прикладные исследования теснее связаны с практикой, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Фундаментальные исследования вытекают в первую очередь из потребностей самой науки, обеспечивают её непрерывное внутреннее развитие.

Науку, таким образом, можно рассматривать как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний; процесс познания закономерностей объективного мира; определенный вид общественного разделения труда; один из важнейших факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование.

Однако не всякое знание можно рассматривать, как научное. Нельзя, например, признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни человека важнейшую роль, но не раскрывают, в большинстве случаев, сущности самих явлений, взаимосвязей между ними, причин появления и перспектив протекания. Поэтому, пользуясь простым наблюдением, трудно предсказать дальнейшее развитие явлений.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана и существует для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать никакая наука. Но хотя факты, как говорил И. П. Павлов, - это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, если они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты систематизируют и обобщают с помощью простейших абстракций - понятий (определений), являющихся важными структурными элементами науки. Наиболее широкие понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в политэкономии - это товар, стоимость и т. д.

Важная форма знаний - принципы (постулаты), аксиомы. Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний (принцип Даламбера, аксиомы Евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее высокой формой обобщения и систематизации знаний является теория. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить, познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.

Помимо теории важнейшим элементом науки является методология, а методологическая культура образует ядро профессиональной компетенции каждого исследователя. Слово «метод» образовано от греческого корня «путь». В науке – это способ достижения результата, решения задачи, проверки гипотез. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод - это инструмент для решения главной задачи науки - открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований.

Наиболее общим методом исследования является метод диалектики. Ученый любой отрасли науки должен хорошо владеть законами философии.

Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как их обобщать, каким путем идти к выводам.

В настоящее время в качестве общего метода используется математический метод исследования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов. Это обусловлено бурным развитием кибернетики, вычислительной математики и компьютеризации. Наука достигла такого расцвета, когда качественные методы исследования в области естествознания все больше и больше заменяют количественными изучениями явлений, которые представляют собой более высокую ступень научного исследования. Кроме того, точные инженерные расчеты базируются только на научных знаниях, полученных в математической форме и позволяющих при расчете иметь численное выражение для тех или иных инженерных конструкций или технологических процессов.

Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют гипотезы - научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения какого-либо процесса, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными. Гипотеза выступает часто как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов. Большинство научных законов было сформулировано на основе ранее высказанных гипотез.

Формой осуществления и развития науки является научное исследование - изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: