IV Этапы в развитии науки

Высшая ценность в науке это новация, а качество науки это новация на каждой ступени. В развитии науки выделяется два этапа:

-   экстенсивный – это развитие науки на старой основе, то есть наука развивается как бы в ширину;

-   интенсивный – это коренная ломка основания науки, научные революции.

В основании науки входят два блока знаний:

1. Общая научная картина мира – это тот слой научного образования, который возник в результате синтеза знаний всех наук: естественных и общественных.

2. Специальная научная картина мира – это тот слой, который возникает в результате синтеза отдельной специальной науки.

Науки, которые играют ведущую роль, называются лидерами. В основание лидирующей в каждые времена науки входят также нормы и идеалы людей того времени. Нормы включают в себя доказательность и обоснованность. Если нормы и идеалы согласуются с установленными методами, идет экстенсивное развитие науки. Если ученый находит новые объекты и идеалы, то он смотрит на них вначале сквозь призму старых норм и идеалов. Если ученый обнаруживает объекты, которые не укладываются в старые нормы и идеалы, в науке возникает парадокс. Обнаружить парадокс в науке – это значит обнаружить объекты принципиально новой системной сложности. Парадоксы порождают научные проблемы. Ученые начинают переосмысливать старые истины и тогда они работают не как физики, а как философы.

Рассматривая в динамике послойное развитие науки, следует отметить, что первый слой образуют философия и математика. Второй слой занимают частные науки: физика, химия и другие. Между этими двумя слоями находятся лидирующие науки, которые выдвинула вторая половина ХХ-го столетия – это общая теория систем с ее составляющими–теоретической кибернетикой и бионикой, которые имеют методологическое значение.

 

V  Бионика как наука

Бионика – это наука, которая родилась на стыке биологических, физико-математических и технических наук и ставит своей целью использование принципов строения и организации биологических систем для решения инженерно-технических задач.

Она объединяет разнородные знания в соответствии с единством живой природы. Поэтому эмблемой бионики являются скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 –           Наука   тесным   образом  связана  с    системой

Эмблема бионики       подготовки  специалистов  в  высшей  школе. Высшая

школа  готовит   кадры  для   научных  организаций, а взамен получает от науки научную продукцию: исследования, разработки, открытия, что является базой для повышения качества подготовки молодых учёных. Этому призван служить также курс основ научных исследований.

Фундаментальные исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно теоретические исследования.

Цель их:

- расширить знания общества, более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют, в основном, для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными важнейшими, выполняемыми по государственному заданию.

Поисковые исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники иа основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ. Они должны удовлетворить потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть: долгосрочными или краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.

Цель разработок - преобразовывать прикладные (или теоретические) исследования в технические приложения. Они не требуют получения новых научных исследований. Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах - подготовить материал для внедрения.

По формам и методам различают исследования экспериментальные, методические, описательные, экспериментально-аналитические, историко-биографические и смешанного типа.

Исследовательскую работу проводят в определенной логической последовательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: