Лекция Индивидуализация в современном образовании

 

План

1. Понятие и мифы индивидуализации образования

2. Психолого-педагогические принципы индивидуализации образования

3. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Понятие и мифы индивидуализации образования

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ:

«… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);

«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);

«… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»);

«…дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Индивидуализация обучения – это с одной стороны – организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся. С другой – различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

В чем отличие принципа индивидуализации обучения и индивидуального подхода, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении? Принципиальным отличием является выход на право ученика формировать свое содержание образование, адекватное его структуре личности. Новый стандарт – это определение границ между рамочным и объектным знанием. При разработке новой модели целесообразно исходить из стандарта как системы рамочных ограничений, внутри которых может существовать значительное количество различных моделей образовательного процесса.

Мифы об индивидуализации:

Миф № 1. Индивидуализация в образовании – это всего лишь философская идея

Да, понятие индивидуализации в образовании сильно своими философскими корнями. Последователи этого подхода с удовольствием процитируют Мишеля Фуко или предложат вам ознакомиться с «Философией субъективности» современного философа Вадима Марковича Розина. Однако сила индивидуализации в образовании не только в философских корнях, но и, в конкретных педагогических решений.

Миф № 2. Индивидуализация в образовании – это тьюторство

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая деятельность. Она направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации обучающимися своих ИОП.

Тьютор – это и особая позиция педагога, и новые профессиональные знания, практический опыт, новые форматы трудоустройства/отчетности/аттестации. К сожалению, многие учителя, классные руководители, социальные педагоги, с удовольствием знакомясь с тьюторством, прямо говорят, что профессию менять не собираются, что условий для полноценной реализации тьюторского сопровождения в их школе нет. Но, к счастью, индивидуализация в образовании намного шире, чем только тьюторство.

У учащихся начальной школы должны быть сформированы общие способы действия:

- самоконтроль;

- саморефлексия;

- самопланирование.

Именно это должно быть заложено в основу стандарта начальной школы. Для такого образования введение только позиции тьютора является явно недостаточным – нужна новая организация всего образовательного процесса – он должен быть организован, как процесс предоставления ребенку разных образовательных возможностей и организация выбора ребенком из разных предложений своего индивидуального направления образования и способа его получения – взрослый становится для ребенка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения. Назвать такого взрослого можно и учителем и тьютором - в любом случае это требует иного профессионализма от педагога, чем тот, который есть сейчас.

Индивидуализация может начинаться с вопроса о том, как именно дети хотят изучать ваш предмет. С открытого диалога. С комплексной работы с текстом. С интересного образовательного события. Ищите свой формат, свои приемы!

Индивидуализация – это все про построение индивидуальной образовательной программы. Именно это дает возможность ввести тьторское сопровождение.

Миф № 3. Индивидуализация в образовании – это дорого и трудозатратно

Почти не миф. Для грамотной индивидуализации нужны специальные условия: избыточная вариативная образовательная среда; педагоги, обладающие необходимыми компетенциями; локальная нормативная база. Однако в рамках новых ФГОС многие задачи решаются «на автомате». И окончательный выбор остается, конечно, за самими участниками образовательного процесса.

Вы знаете еще мифы или хотите поделиться своим опытом индивидуализации в школе, вузе, детском саду, буду рада вашему ответу.

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: