Основная цель курса - на основе обоснованной системы разработать и реализовать ИОМ для обеспечения условий равных возможностей для полноценного развития ребёнка с ОВЗ

Сегодня по отношению к детям с ОВЗ учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности».

Современные научные представления позволили ученым выделить общие для разных категорий детей с ОВЗ индивидуальные образовательные потребности:

- В аспекте времени начала образования – потребность в совпадении начала целенаправленного индивидуального образования с моментом определения нарушения в развитии ребёнка.

- В аспекте содержания образования – потребность во введении специальных разделов образования, отсутствующих в содержании образования ребёнка развивающегося согласно возрастной норме (например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у слабослышащих детей и др.).

- В аспекте методов и средств образования – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств образования, современных коррекционных технологий.

- В аспекте организации образования – потребность в качественной индивидуализации образования, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.

- В аспекте границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации.

- В аспекте продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса образования и выстраивании вертикали образовательной инклюзии: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования).

Итак, главная ценность для педагогов – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «индивидуальный образовательный маршрут».

Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.

Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других.

Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный.

Индивидуальность

1) особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;

2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств.

Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются.

Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного дошкольного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности. Дошкольная организация сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи создания условий для полноценного развития личности каждого ребёнка.

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка.

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут».

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольной образовательной организации.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации

Под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка с ОВЗ и его семьи при осуществлении образовательной деятельности и психолого-педагогическом сопровождении в ОО специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития ребенка.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данной технологии работы с ребенком.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника с ОВЗ (уровень готовности к освоению программы ОО), а также существующими стандартами содержания образования. Использование ИОМ способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, что является технологией педагогической поддержки в развитии конкретного ребенка с ОВЗ. Так как индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника, то ИОМ может рассматриваться как итог установления соответствия образовательных стандартов с особенностями обучения конкретного ребенка, получающим образование в конкретных условиях при направляющей роли педагогов.

На рисунке 1 изображены возможные уровни индивидуализации образования.

 

 

Рисунок 1 – Уровни индивидуализации образования

 

Таким образом, выделено три уровня индивидуализации при проектировании образования для конкретного воспитанника с ОВЗ.

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования – «выбираю предметные области для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования – «составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа». Индивидуализация дошкольного образования отражается в следующих документах (см. рис 2):


Рисунок 2 –Основные документы индивидуализации образования в образовательной организации для детей с ОВЗ

 

В ходе реализации ИОМ ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью может происходить уточнение отдельных составных частей, что включает в себя возможную корректировку выбранного маршрута следования.

Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

− связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;

− создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися (актуальным) уровнем развития воспитанника;

− оформляется в виде документа, содержащего временную последовательность реализации образования воспитанника на определенном этапе обучения (для детей с ОВЗ и/или инвалидностью АОП или АООП) и ИУП).

Реализация ИОМ требует особо подготовленного педагога. Это, безусловно, педагог, характеризующийся гуманистической направленностью, имеющий интегративные психолого-педагогические знания. Наиболее успешны в организации ИОМ детей с ОВЗ будут те педагоги, которые знают и владеют набором разных форм и технологий образовательной деятельности, то есть опираются на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий воспитанников.




Тезаурус

Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности;

индивидуализация в образовании: со стороны ребенка – а) движение по индивидуальной образовательной программе (ИОП), способность определять цели и средства своего учения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию, б) становление субъекта самообразования; со стороны образовательной системы – создание условий для построения, реализации и рефлексии ребенком его образовательного движения (создание условий для построения и реализации ребенком ИОП), обеспечение права ученика формировать свое содержание и процесс образования, адекватные его интересам и личности;

индивидуальный образовательный маршрут – письменно зафиксированный проект движения ученика в определенном цикле занятий; включает образовательные цели, формы и методы работы, уровень осваиваемого содержания и т.д.;

индивидуальная образовательная программа (ИОП) –

- 1) индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты;

- 2) комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты. ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами;

индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: