Типология уроков внеклассного чтения

Тема: Методика организации внеклассного чтения

План:

Методика внеклассного чтения.

Этапы работы с детской книгой.

 

Методика внеклассного чтения.

Термин "внеклассное чтение'' появился в русской педагогической печати во 2-й половине 19 века. Закрепился в методике русского языка в 1886 году в лекциях В.П. Шереметьевского "Вопросы о семейном чтении вслух матерью и самостоятельном чтении'', где были впервые освещены основные позиции внеклассного чтения.

Позже проблемами внеклассного чтения занимались К.Б. Бархин, П.О. Афанасьев, К.Н. Куприянова.

К началу 70-х годов 20 века методическая наука в области внеклассного чтения носила декларативный характер: информировала учителя о том, чему он должен научить ребенка, но не отвечала на важный вопрос, как этому следует учить.

На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить.

Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим образом: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам.

Светловская Н.Н. считает, что необходимо научить к моменту завершения начального обучения всех детей охотно и осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы успешно учиться в средней школе, чтобы становиться хорошими полезными людьми, черпая из книг накопленный опыт.

Цель уроков внеклассного чтения - всемерно расширить читательский кругозор всех учащихся и совершенствовать личный читательский опыт каждого ученика.

Уроки внеклассного чтения дают учителю возможность решить следующие задачи:

1) приохотить младших школьников к самостоятельному чтению

2) познакомить учащихся с литературой, доступной их возрасту

3) научить детей выбирать книги, читать и размышлять над прочитанным

4) развивать посредством самостоятельного чтения желание и умение учиться

5) воспитывать с помощью литературы общественное самосознание детей

 

Методика внеклассного чтения (система формирования читательской самостоятельности) - это раздел методики обучения русскому языку, цель которого заключается в том, чтобы показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умения работать с текстом произведения, постепенно приучать и обучать каждого ребенка выбирать себе книги для чтения по силам и интересам.

Обучение внеклассному чтению происходит в несколько этапов:

подготовительный этап в период обучения грамоте

начальный во 2-ом классе

основной в 3-ем и 4-ом классе.

На каждом этапе учитель решает конкретные задачи:

1) на подготовительном этапе основной задачей является задача приохотить учащихся к книге, чтобы каждая встреча с книгой приносила детям радость.

К концу подготовительного этапа дети должны знать, что книг много и они разные, должны быть научены определять содержание книг по обложке.

2) На начальном этапе ученики должны научиться осмысливать заглавие и соотносить книгу с темой, определять жанры литературы.

К концу начального этапа они должны знать около 15 фамилий авторов и названия их книг, научиться анализировать титульный лист и частично аппарат книги (знать, для чего в книге введение, предисловие).

3) На основном этапе уроки в 3-ем и 4-ом классах различаются по содержанию:

в 3-ем классе дети знакомятся на уроке с книгами одного автора. К книгам художественным добавляется периодическая печать и научно-познавательные книги.

К концу обучения в 3-м классе ученики должны уметь определять примерное содержание незнакомой книги по обложке, названию, фамилии автора и иллюстрации.

в 4-ом классе помимо книг, относящихся к художественной литературе, научно-познавательных книг и детской периодической печати ученики знакомятся с документальной прозой и книгами исторического содержания. Из научно- познавательной литературы добавляются книги-справочники. На уроке дети знакомятся с различной по жанрам литературой разных авторов на одну тему.

К концу обучения в 4-ом классе дети должны полностью освоить аппарат книги и внешние её признаки как средство, раскрывающее её содержание. Они должны уметь определить принадлежность книги к какой-либо серии, разбираться в специфике её оформления, уметь определить, кому книга адресована и заполнять каталожную карточку.

Для того, чтобы сформировать интерес к книге, должны соблюдаться следующие условия:

1) книги должны нравиться детям, приносить им радость

2) они должны быть привлекательными и разнообразными

3) самостоятельным внеклассным чтением детей должен руководить учитель

Формы руководства внеклассным чтением учащихся следующие:

1) уроки внеклассного чтения (они планируются на четверть или на полгода, выделяются из числа учебных часов, отведённых на чтение, включаются в расписание и фиксируются в журнале)

2) индивидуальная работа с отдельными учащимися (рекомендации в соответствии с интересами детей, особые задания к уроку, беседы, анализ творческих работ по прочитанным книгам)

3) дифференцированная работа с группами учащихся (вышеперечисленные приёмы применительно к группе детей, интересы которых совпадают)

4) массовая внеурочная деятельность (мероприятия проводятся 1-2 раза в четверть, материал к ним готовится постепенно, вытекает из самостоятельной работы детей с книгой за определённый отрезок времени)

5) пропаганда чтения в семье (проводится на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями, во время посещения учащихся на дому)

6) составление классной и личных библиотек (книги описываются в каталожных карточках, расставляются и хранятся по нормам и образцу работы детской библиотеки)

Типология уроков внеклассного чтения

В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока:

· Урок подготовительного этапа.

· Урока начального этапа.

· Урок основного этапа.

В конце начального этапа и на основном рекомендуется провести несколько уроков переходного типа:

· Урок знакомства с периодической печатью.

· Урок-отчет.

· Урок-утренник.

Свойства книги. Ведущее начало в книге – это содержание. Ядром содержания является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное и т.п.).

В зависимости от назначения книги в ней продумывается оформление и размещение текста; важны также прочность книги, ее размеры, вес, упругость страниц и т.д. Все эти требования помогли вычленить элементы книги.

Элементами книги являются: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации.

Обложка и переплет -внешние защитные устройства для книги, служат цели отыскания данной книги среди других.

Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании или в книгах, размещенных на полках.

Оглавление и алфавитный указатель – это сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие ориентироваться внутри текста книги.

Форзац – это лист, скрепляющий переплет с книжным блоком (может использоваться для справочных сведений, карт, схем, рекламной информации и т.п.).

Титульный лист содержит все сведения, необходимые для общего распознавания содержания книги: автор, переводчик, название, где, когда, кем издана, оформлена (книгу начинают изучать с титульного листа).

Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, переводчике, об издании, а также краткую аннотацию и т.д.

Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует его, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Особенно важны иллюстрации в детской книге (они вводят читателя в атмосферу эпохи, обеспечивают реальность и эмоциональность представления художественных образов, ориентируют в происходящем действии). Кроме того, иллюстрации помогают читателю еще до чтения сориентироваться в содержании книги, увеличивают привлекательность книги.

Различение в книге важнейших элементов, средств текстовой и внетекстовой информации, осознание их назначения - это первый шаг к освоению содержания книги.

Под читательской самостоятельностью исследователь понимает личностное свойство, характеризующееся наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определенным книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости.

Роль книги в формировании читательской самостоятельности

Детей надо не просто призывать читать, а с первых шагов формировать у них читательскую самостоятельность, т. е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого-то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности.

Чтобы произвести на ребенка пусть даже минимальное положительное влияние, книга должна быть им сначала правильно воспринята. Восприятие есть достаточно сложный «психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств». Чтобы объект вызвал у воспринимающего комплекс ощущений, затронул бы процессы памяти, возбудил мышление, воспринимающий должен иметь представление о возможных свойствах объекта и уметь, фиксируя эти свойства, активно, синтетически реагировать на них, т. е. производить необходимые элементарные обобщения.

Если же воспринимающий не подготовлен к встрече с объектом, к его осмыслению, он непроизвольно искажает реальную действительность, рассматривает объект одностороннее, предвзято. Например, нередко многие дети определяют ценность книги по степени ее внешней красивости или, напротив, ее изношенности и т. п.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы ребенок, встречаясь с новым объектом, воспринимал его всесторонне, во всех основных существенных проявлениях, связях и чтобы у ребенка была возможность убедиться в правильности своего восприятия, в адекватности произведенного обобщения воспринятому объекту.

2. Формирование умения работать с детской книгой

Основное условие, позволяющее учителю обратить внимание учащихся на книгу как объект интересный и значимый, включить книгу в жизнь детей,- это научить их думать над книгой, разговаривать с книгой на книжном языке. А для этого надо использовать закономерность, состоящую в связи формы и содержания, текста и внетекстовой информации. Уже первая встреча с детской книгой должна помочь учащимся осознать связь внетекстовой информации с содержанием текста. Думать над книгой, выделять внешние приметы содержания, ассоциировать, сопоставлять внетекстовую информацию и текст, в частности иллюстрации и заголовки, надписи с содержанием книги - это специальное умение и важная читательская привычка. Именно это умение и привычка во многом задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. И пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, куда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет, так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельному различению книг по содержанию, к осознанию разумного порядка в мире книг и в самой книге.

Рисунки (иллюстрации) на обложке и в тексте дают возможность «узнать», выделить нужную книгу из числа книг даже ребенку, который еще не умеет читать, но при условии, что содержание нужной книги он освоил. Тогда он может, перебирая книги, вглядываться в иллюстрации, выделять на них детали, ассоциирующиеся с известным содержанием, и определять содержание. При этом он осваивает основу типа правильной читательской деятельности - учится думать над книгой. Вот почему на подготовительном этапе обучения бессмысленно, с точки зрения обучения, сразу, в начале урока, показывать детям книгу, содержания которой они еще не знают. Только тогда, когда учитель прочитал произведение вслух, проверил и убедился, что содержание прочитанного все дети освоили, он показывает им книгу, где, вглядываясь в иллюстрации, по деталям дети увидят то, о чем только что слушали, и узнают прослушанное произведение. А дома, пересматривая свои книги, воссоздавая содержание прослушанного произведения по памяти и действуя так, как на уроке с учителем, они смогут найти либо книгу такую же, о том же (о чем слушали), либо совсем другую книгу, но хорошо знакомого и любимого содержания.

И ту, и другую книгу ребенок принесет в классный «Уголок чтения». Первую поставит на полочку, где стоят книги о том, о чем читали на уроке; вторую - на полочку, где стоят тоже очень интересные книги. И вокруг каждой книги соберется группа детей, которые будут рассматривать вновь принесенные книги, содержание которых знают, и познакомятся с новыми книгами. Так расширяется ребячий кругозор, у детей отрабатываются основные умения и привычка вглядываться в иллюстрации, вдумываться в их содержание, выделять детали, характерные для героев, для окружающего их быта, природы, времени и места действия и т. д.

Так создается у ребенка база для развивающего чтения - привычка думать над книгой. При такой подготовке у ребенка уже проявляется минимальная читательская самостоятельность. Теперь он испытывает практическую потребность активно знакомиться с книжным окружением, брать каждую книгу в руки, вглядываться, вдумываться, выделять из круга чтения книги, особенно для него предпочтительные. Он учится ценить в книге содержание, видеть общие контуры содержания в любой книге, прежде всего, через внетекстовую информацию, перепроверять свои догадки о возможном содержании, выделяя ведущие надписи на обложке и в тексте, осваивает прием сопоставления иллюстраций и надписей, обращаясь с просьбой прочитать надписи или пробуя читать их сам.

Так уже на подготовительном этапе обучения занятия внеклассным чтением задают детям не только основу, но и первую ступень типа правильной читательской деятельности - умение и привычку думать над книгой до чтения. Регулирующую, предопределяющую и обогащающую роль в процессе восприятия текста художественного произведения при самостоятельном чтении книги для ребенка-читателя играет внетекстовая информация (иллюстрации, вид и тип издания) и система заголовков.

Надписи на обложке (заглавие книги, фамилия автора или указание на авторскую принадлежность) в сопоставлении с иллюстрациями помогают предопределить общее содержание книги, ее специфику. Рубрикация, т. е. система заголовков внутри текста, упрощает процесс освоения содержания текста произведения при чтении. Будучи набраны шрифтами разного размера и начертания, заголовки графически членят произведение на разделы, главы, параграфы и т. д. Это «помогает читателю лучше усвоить, воспринять текст, организуя, направляя чтение, соединяя различные части произведения во взаимосвязанную систему, где каждой отводится место в соответствии с ее значимостью».

Рубрики предупреждают читателя о теме и облегчают процесс чтения благодаря невольным паузам, которые читатель вынужден делать перед каждой новой частью, а привычное внимание к иллюстрациям, умение и желание не пропускать их во время чтения, а внимательно рассматривать, позволяют вовремя перепроверять себя: все ли и так ли я представляю, когда читаю текст, оставшись с книгой один на один, без учителя, совпадает ли моя оценка прочитанного с чувством тех, кто писал, оформлял, иллюстрировал книгу, и если нет, то почему?

Это осознанное умение думать над книгой - до чтения, в процессе чтения и после того, когда книга прочитана,- обращаясь за помощью к самой книге (к ее элементам и службам), чтобы добиться полноценного прочтения, и есть тип правильной читательской деятельности, гарантирующий обществу нужного ему квалифицированного читателя.

Если ребенок не приучен вглядываться, вчитываться, вдумываться во внешние приметы содержания книги еще до ее прочтения, если он не возвращается к этим приметам в процессе и после прочтения, он выхватывает из книги отдельные слова, фразы, даже эпизоды, но система образов и мыслей автора остается вне его восприятия, а потому процесс чтения никак не обогащает и не развивает его.

Чтобы каждый ребенок, обучаясь читать, освоил тип правильной читательской деятельности, надо ввести в процесс обучения метод, соответствующий цели. Психологи доказали, что неспособность овладеть учебной деятельностью - это всегда следствие того, что взрослые плохо помогают ребенку, что «ребенок вынужден самостоятельно вырабатывать то или иное умение, тот или другой навык хотя бы потому, что те методы, которые применяют помогающие ему, обучающие его взрослые, не являются достаточно подходящими».

«Метод - это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей, присущих изучаемому объекту».

Рассматривание книг и их чтение, чтение и рассматривание - это тот путь, которым через изучение книг-объектов во всем их многообразии учитель ведет учеников от незнания к знанию, от беспомощности к самостоятельности. Основные процессы, характеризующие путь в книгу и в мир книг, и дали название ведущему методу формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности - методу чтения-рассматривания.

Метод чтения-рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, а затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения.

Метод чтения-рассматривания обеспечивает полноценность самостоятельного прочтения книги читателем и приучает его идти от общего к частному, а не наоборот.

Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго запоминать книги, к которым они обращались, а на первых этапах обучения ощутимо облегчает им и трудности, связанные с несовершенством техники чтения:

 активизирует нужный словарный запас и представления,

 возбуждает воображение,

 задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям,

 позволяет выделить свой круг чтения.

При опоре на метод чтения-рассматривания учащиеся обнаруживают качественно иные способности и умения, нежели их сверстники, знакомившиеся с книгами обычным методом чтения вслух, например:

 знают в течение первого года обучения не менее 50 книг вместо пяти-шести привычных;

 помнят содержание прочитанных произведений, могут выделить прочитанные в классе книги среди незнакомых книг и правильно назвать их все 100% учащихся вместо обычных 18- 22%;

 ориентируются при выборе нужной книги на ее общий вид и иллюстрации на обложке и внутри книги 45% учащихся вместо 22-25%;

 принимают во внимание при отыскивании нужной книги, кроме иллюстраций, заглавие, или фамилию автора, или то и другое 55% учащихся вместо 6-8%.

И чем дальше, тем все ощутимее становится разрыв в читательских знаниях, умениях, навыках, возможностях и интересах учащихся, обучавшихся специальным методом, и тех, которые знакомятся с миром книг ощупью.

Для уроков внеклассного чтения наряду с методом чтения-рассматривания сохраняет свое значение и метод живого слова в самых различных формах: в форме чтения вслух (особенно наизусть), в форме размышлений о прочитанном и различного рода бесед, рассказов, пересказов. Остальные привычные методические средства выполняют на уроках внеклассного чтения роль приемов, реализующих ведущий метод обучения, а дидактические и литературные игры, конкурсы, кинопросмотры и т. п., стимулирующие интерес к книгам и их самостоятельному чтению, используются тоже, но не на уроках, а при внеурочной работе с детской книгой в школе и вне школы.

Метод чтения-рассматривания позволяет привести в систему широкий и прочный круг общих и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного самостоятельного общения с миром книг, и в итоге переводит последовательно воспроизводимые ребенком-читателем и взаимодополняющие друг друга читательские действия во внутренний план. В результате эта вспомогательная читательская деятельность «свертывается» и реализуется как просмотр книг. А без овладения навыком просмотра книг перед книгой бессилен и самый опытный читатель.

Формы, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения.

Пропаганда книги. В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учителем организуются выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Индивидуальная помощь и контроль. Беседы с учащимися о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т.п.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры. На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись в библиотеку. В школьную библиотеку первоклассники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1 - 2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомиться с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку - по месту жительства, городскую. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.

Учет прочитанного. Учитывать прочитанное можно и по библиотечным формулярам. Желательно к этой работе привлечь каждого школьника-читателя. В школе используются читательские дневники. Прочитанное учитывается и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем.

Несмотря на то, что это вспомогательная работа тем не менее, она приучает детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это немаловажная задача.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не столько программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: