Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о диете. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.
III этап. Определение цели обучения, планирование его.
Содержание:
Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучений должна быть ориентирована на III сферы: познавательную, эмоциональную, психомоторную. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно содержать III компонента (аспекта)
1) То, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять, знать и тд)
2) Временные рамки – интервал времени (или конкретная дата) в течении которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца)
3) С помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей)
|
|
Цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. После определение целей обучения медицинская сестра планирует содержание и метод обучения.
IV этап. Реализация плана обучения.
Для успешного обучения создать благоприятную обстановку, выбрать время, учитывать состояния пациента, использовать следующие методы:
- демонстрируя каждого этапа навыка;
- консультирование при выполнение пациентом навыка;
- разыгрывание ролей.
Схема обучения состоит из IVэтапов:
1) Изложение необходимой информации;
2) Повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) Показ того, что пациент должен самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
4) Показ того, что пациент должен освоить;
5) Повторения пациентом самостоятельного или вместе с медицинской сестрой навыка;
6) Самостоятельное объяснение и демонстрация навыка от начала до конца.
V этап. Оценка результатов обучения.
1) Пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнять навык);
2) Пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показания, не уверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций), медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести коррективы;
3) Пациент не усвоил информацию и не выработал навыки. Медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояния пациента, его интерес;
Из этого следует, что понимание медицинско сестры целей, задач и принципов обучения, умения использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и его близких, и следовательно повышению качества их жизни.