Уровни и стили общения

Лекция №3 «Общение в сестринском деле.»

План

1.Основные понятия и термины.

2. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

3. Понятие и функции общения.

Уровни и стили общения.

5. Средства общения. Мастерство общения в сестринском деле.

 

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью его адаптации к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Адаптация – приспособление.

Конвенциальные стиль общения – деловой.

Эмпатия – способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему болезненное равнодушие.

Апатия – безразличие ко всему.

Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

В основе морали лежат следующие основные принципы:

- принцип гуманности – рассматривает человека как наивысшую ценность поощрять его творческое и моральное развитие.

- принцип милосердия – означает «делать добро». Он включает в себя доброе отношение к другим, отзывчивость к тем, кто в беде.

- принципы исключения должностных преступлений – это принцип не навреди, который обязывает как врага, так и среднего медицинского работника защищать других от опасностей, снимать боль и страдания в меру своей компетенции.

- принцип справедливости – включает в себя беспристрастность, уважение человека равенства и равное распределение дефицитных средств.

- принципы правдивости (сообщение правды пациенту) – он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебными учреждениями и выполнение обязанности последним.

- принцип информированного соглашения – имеется в виду, что проблемы обследования и лечения врач решает не лично, а советуясь с пациентом, получая его согласие.

Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможности альтернативы данному виду лечения.

Взаимоотношения врача и пациента введены в правовых рамки и отражены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.» (например ст.31, ст.32, и т.д.) а также в «Этическом кодексе медицинской сестры России.»

 

Понятие и функции общения.

Общение (коммуникация) – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (не вербальной) информации.

Эффективность вербального общения – определяется изменением профессионально использовать слово: осторожно, доброжелательно с учетом психологических особенностей личности пациента, его состояния, заболевания. Убедительное слово медицинского работника снимает напряженность и тревогу пациента, внушает уверенность в собственные силы.

- паралингвистическое, т.е. качества голоса, его диапазона, тональности, фразовых и логических ударений, предпочитаемых конкретным человеком.

- экстралингвистическаясистема анализируются паузы в речи, покашливание, смех, тембр речи.

Невербальный уровень передачи информации является важным дополнением речевой коммуникации, он помогает участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым. Рассмотрим разновидности невербальных средств общения:

1) оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика, язык, позы)

2) контакт глаз – практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются, тем самым передавая информацию о реакции на услышанное.

3) внешний вид – одежда, прическа, макияж, манера держаться – первое впечатление является очень стойким и надолго определяет отношение к человеку.

4) Улыбка помогает чувствовать себя счастливее и увереннее, снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Никогда не следует забывать, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не вызывать раздражения собеседника.

Функции общения.

1) контактная – установление состояния взаимной готовности к общению;

2) информационная (познавательная) – обмен информации, сообщениями;

3) побудительная – стимуляция активности партнера;

4) координационная – взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности;

5) функция понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера;

6) эмоциональная – обмен эмоциями между партнерами;

7) установление отношений – осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношений;

8) оказание влияния – изменение поведения, состояние знаний, представлений партнера;

9) взаимодействия и восприятия себя через другого (умение поставить себя на место собеседника)

 

Уровни и стили общения.

Различают несколько уровней общения:

- общение на уровне контакта «масок». Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор жестов, мимики, слов, интонаций, позволяющих человеку, во-первых, скрыть свое истинное отношение к собеседнику, во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, в-третьих, при необходимости сгладить «острые углы» в отношениях.

- примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или не нужности, полезности или бесполезности и т.п.

- манипуляционный уровень общения –близок примитивному, т.к. предполагает получение выгоды от собеседника.

- формально-ролевой уровень общения – каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы фактически не учитываются.

- светский уровень общения – характерны поверхность и беспредметность.

- деловой (профессиональный) уровень общения – возникает у людей в связи с участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата (например, процесс внедрения новых сестринских технологий в деятельность ЛПУ)

- творчески активный уровень общения – организация конкурса «Лучший по профессии». Данный уровень общения является одним из самых интересных и продуктивных и очень важен при контактах как с коллегами, так и с пациентами.

- дружеский уровень общения – характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональными сопереживанием, сочувствием к проблемам другого человека, а так же готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи (коллеги, близкие люди)

- доверительны уровень общения – это уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Он возможен только при наличии очень грамотного сестринского персонала, обученного всем тонкостям психологии общения.

- духовный уровень общения – люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а так же люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: