- конвенциальный (деловой) стиль – большая дистанция между людьми, эмоции ограничены, служебный характер общения.
- примитивный – «театральный» или «обыденный»; отношения на «публику»; один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства.
- манипулятивный – это стиль отношения, при котором человеку выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость. Это вид деструктивного поведения в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье людей.
- актуализированный стиль – демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения. Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме. Такому человек можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конструктивного поведения.
5. Средства общения.
Делятся на II группы терапевтическое и не терапевтическое. К терапевтическим средствам общения относят:
- пристальное внимание;
- терапевтическое прикосновение;
- контакт глаз.
|
|
К не терапевтическим средства общения относят:
- избирательное или невнимательно выслушивание;
- констатация заключения;
- безличное отношение;
- неоправданное доверие;
- утаивание информации;
- фальшивое успокаивание;
- морализаторство;
- критика, угрозы.
Мастерство общения в сестринском деле.
Компоненты способствующие умению слушать и понимать:
1) Участие – это внимание к чувствам другого человека, интерес, приятие;
2) Умения слушать – открытость мыслям и чувствам других людей, сосредоточенность, понимание точки зрения другого человека;
3) Сосредоточить внимание – значит подавить собственные предрассудки, предупреждения и любые иные факторы;
4) Проявление беспокойства о другом человеке: оказание помощи и содействие в самореализации;
5) Понимание, терпение, искренность, открытость: такие взаимоотношения предлагают приятие, сопереживания, участия в процессе общения;
6) Искренность – способствует возникновению и поддержания доверия к самому себе, также между собой и другими, перерастающему в свободное и открытое общение;
7) Уважение – подразумевает теплоту, расположение и приятие другого человека как достойную личность, не взирая на ее недостатки.
Факторы способствующие или препятствующие эффективному общению.
- эмпатия – способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему.
- целенаправленная беседа – умело задавать вопросы.
- доверие и контакт – с доверием связаны конфиденциальность
- создание условий для самовыражения – помочь пациенту выразить себя и сохранить инициативу.
|
|
- навыки по оказанию помощи (поддержка, молчание, прикосновение).
Факторы, препятствующие эффективному общению:
- советы пациенту или высказывания своего мнения медицинской сестре могут отрицательно повлиять на принятие решения пациента. Необходимо спросить: «Что бы он хотел услышать?» Давайте поговорим об этом побольше;
- резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания.
- защита людей, которых критикует пациент;
- преуменьшение чувства на пациента. Пациенты, выражая озабоченность, ждет понимания и сочувствия;
- обещания пациенту;
- поспешные заключения. Будьте мудрыми, проверьте факты;
- культурные отличия; язык нормы общения, образ жизни, употребление определенной пищи;
- стили общения – принимать во внимание культурные особенности нации;
- различия в возрасте;
- громкая речь вызывает раздражение и обиду.
Эффективное общение зависит от профессионализма, личных качеств и умений, приемов и методики общения медицинской сестры, служит эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением в состоянии из здоровья.
Лекция №4 «Обучение в сестринском деле.»
План.
1.Основные понятия и термины.
2.Терапевтическое обучение как элемент лечебного процесса по определению ВОЗ (2001)
3. Функции медицинской сестры как преподавателя. Сферы обучения. Методы обучения.
4.Этапы учебного процесса.
Сестринская педагогика – это важная функция сестринского персонала по обучению пациента, членов их семей по вопросам, касающихся их здоровья.
Обучение в сестринском деле – это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем, связанных с дефицитом у пациента знаний и умений.
Задачи обучения в сестринском деле – подготовка пациента ксамо уходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей; развития у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к изменённому состоянию.
Содержание обучения пациента и его родственников – обучение действиям, направленным на умение обслуживать пациента для поддержания определенного уровня здоровья, качества жизни, которые обеспечат достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.
Метод обучения – это способ достижения цели, способ приобретения знаний, умений, навыков.
Сфера обучения – это области, в которых происходит процесс обучения: познавательная, чувственная и психомоторная.
Обучаемость – это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Повседневная деятельность:
- деятельность, выполняемая пациентом в течении обычного дня: прием пищи, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т.д.
2.Терапевтическое обучение как элемент лечебного процесса по определению ВОЗ (2001)
Терапевтическое обучение больных - это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отстрочить развития возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическим, физиотерапевтическим и другими лечебными мероприятиями.
Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества жизни и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечения в ЛПУ.
Терапевтическое лечение больных – это систем ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов:
- способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию.
- представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень.
- потребности пациента независимо от того, нарушены они или нет.
|
|
Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает – его семью, родственников, друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставлению пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семью и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и в особенности его личности.
3.Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:
а) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;
б) мотивации обучения;
в) передачи знаний пациенту;
г) выработки умений у пациента;
д) формирование у пациента устойчивых навыков.
Сферы обучения:
- познавательная – получает новые факты, анализирует информацию; выделяет важную информацию;
- эмоциональная – выражает свое отношение к новой информации переживаниями, мыслями, мнениями;
- психологическая – человек, осознавать новую информацию, овладевает умениями и навыками, благодаря умственной и мышечной деятельности.
Методы обучения:
а) словесный – информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
б) наглядный (иллюстративный) –используются медицинские атласы, картинки, видео-фильмы, памятки, инструментарии и т.д;
в) практический – проводится отработка практических манипуляций; введения инсулина, применение карманного ингалятора.
Способы обучения:
а) формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или в домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у инструктора ЛФК, массажиста, диетолога;
б) неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какое побочные действия может оказать лекарство и т.д.
в) индивидуальное;
г) групповое создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества.
|
|
5.Этапы учебного процесса.
I этап - обследование – это сбор информации о пациенте и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.
Медицинская сестра определяет, имеются ли у пациента знания его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучиться и т.д. медицинская сестра анализирует и оценивает данную информацию.