А. Опытно –экспериментальная работа

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.

В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Значение:

1. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

2. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

3. Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете вы. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Развитие творческого воображения и мышления
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие познавательных способностей

 

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:

v специально организованное обучение,

v совместная деятельность педагога с детьми 

v самостоятельная деятельность детей


Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

  • экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • и эксперименты, объектом которых является человек. (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

2. По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке и т. п.

3. По количеству детей:

  • индивидуальные (1—4 ребенка);
  • групповые (5—10 детей);
  • коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

  • случайные, которые специальной подготовки не требуют.
  • запланированные.
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.

6. По продолжительности:

  • кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • однократные;
  • многократные, или циклические.

9. По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

8. По месту в цикле:

  • первичные;
  • повторные;
  • заключительные и итоговые.

10. По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

11. По способу применения в аудитории:

  • демонстрационные;
  • фронтальные.

Опытно – экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

  • В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;
  • В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;
  • В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;
  • И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».

Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументированно делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность.

Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.

Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается

v в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

v Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

v Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

v В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: