Тема 1.2.4. Формы организации непрерывной образовательной деятельности

 

Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса.

Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.

В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д.

 

Среди форм организации учебного процесса выделяются формы занятий. К ним относятся занятие, экскурсия

 

Занятия проводятся:

· Ранний возраст по 10 минут 2 раза в день.

· Младший возраст по 15 минут 2 раза в день в утренний отрезок времени.

· Средний возраст по 20 минут 2 раза в день в утренний отрезок времени.

· Старший возраст 45 минут в утренний отрезок времени и 25 минут в вечерний.

· Подготовительная группа 3 занятия по 30 минут в утренний отрезок времени и 30 минут в вечерний.

 

Основные формы организации деятельности

 

Разнообразие форм обучения является одним из важнейших требований к современному уроку. По охвату учащихся выделяются фронтальные, индивидуальные и групповые формы обучения.

 

 

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

Формы организации обучения Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая (индивидуально-коллективная)   Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.  
Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.  

 

Кроме того, при организации обучения детей в ДОУ и проведении занятий педагогам необходимо учитывать следующие требования:

1. Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

2. Занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. Данный тезис впервые был выдвинут И. Песталоцци, которыйсоздал систему элементарного начального обучения детей, ориентировался на всестороннее развитие и формирование «ума, сердца, руки», считал, что необходимо развивать основные способности детей — считать, измерять, говорить. Именно он высказал идею развивающего обучения, которой придерживаются современные педагоги.

3. Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации Название
Дидактическая задача 1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения) 1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

 

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: