Название | Характерные черты | Наименование | ||||||
Основные комплексные | КП предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста.
Комплексные (или общеразвивающие):
| «Гармония развития» (Д.И. Воробьева) «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова) «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.) «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н. Дороновой) «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой) «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.) «От рождения до школы» под. ред. Васильевой Н.Е. Вераксы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой) «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко). | ||||||
Дополнительные | Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. Они не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. На основании Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03 | К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: · художественно-эстетического цикла · этнокультурные · культурологические · интеллектуально-развивающие · коммуникативно-речевые · экологические · физкультурно-оздоровительные · различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования. | ||||||
Вариативные | Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения. Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. | В мире прекрасного В мире природы Воспитание ребенка–дошкольника «Росинка» В.Н. Зимонина. Детская одаренность - развитие детского изобразительного творчества» авторская программа Казаковой Р.Г. Дружные ребята (коллектив под руководством д.п.н. Р. С. Буре) Здоровье (Автор В. Г. Алямовская). Красота - радость - творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.). Математика в детском саду В.Новиковой. Музейная педагогика, под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой Музыкальные шедевры (Автор О. П. Радынова). Наследие (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева). Наш дом – природа Н.А. Рыжовой Основы безопасности детей дошкольного возраста (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Педагогика и психология ненасилия – по формированию способности к позитивному общению, взаимодействию у детей дошкольного возраста, под ред. Ситарова В.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) Природа и художник – художественно – экологическая программа по изобразительному искусству Копцевой Т.А. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной Развитие речи и творчества дошкольников О.С.Ушаковой Расту здоровым Семицветик (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова) Система «РОСИНКА» (модульная программа) ТРИЗ «Умка» (теория решения изобретательских задач) Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни М.Ф. Литвинова. Практическое пособие Юный эколог (Автор: С.Н. Николаева) Я — человек (Автор С. А. Козлова). Я, ты, мы (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина). | ||||||
Альтернативные | · Система дошкольного воспитания Марии Монтессори, Вальдорфский детский сад (немецкий философ Р. Штейнер).
· Система дидактических игр Фридриха Фребеля · Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» «Шаг за шагом» (Step by step) |
Тема 1.2.2. Методы, приёмы и средства организации обучения
Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.
Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации.
Поэтому в педагогической науке нет единого подхода к выделению методов обучения
Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:
v цели образования, воспитания и развития учащихся;
v особенности содержания изучаемого материала;
v особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;
v время, отводимое на изучение того или иного материала;
v уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;
v уровень педагогического мастерства учителя;
v материально-технические условия обучения.
Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.
Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют, как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения.
|
|
Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.
Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода.
Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.
Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов.
Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения.
Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной.
Наиболее распространены классификации:
по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе),
по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин),
а также полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.
В классификации методов по источнику обучения выделяются три группы методов обучения:
1) словесные (источником обучения является слово, речь): рассказ, беседа, лекция, работа с книгой;
2) наглядные (источник обучения – наглядные средства, демонстрируемые педагогом): демонстрации опытов, натуральных объектов, образцов деятельности и т. д.;
3) практические (источник обучения – практическая деятельность): практические и лабораторные работы, выполнение упражнений, решение задач, моделирование объектов.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно- действенное и наглядно-образное).