Характеристика программ

Название Характерные черты Наименование
Основные комплексные КП предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста. Комплексные (или общеразвивающие):
  1. включают все основные направления развития ребёнка:
· Физическое · Познавательное · Речевое · социально- коммуникативное · художественно-эстетическое
  1. содействуют
· формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих) · становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.). Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. В соответствии с Законом РФ от образования" основная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. Особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ. Такой можно назвать программу "Успех" под ред. Фединой, которая разработана для "особых" деток (ЗПР, слабоумие, аутизм и т.д.), а именно для трудно обучаемых детей  
«Гармония развития» (Д.И. Воробьева) «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова) «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.) «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н. Дороновой) «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой) «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.) «От рождения до школы» под. ред. Васильевой Н.Е. Вераксы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой) «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко).  
Дополнительные Являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. Они не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного обра­зования. На основании Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03 К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: · художественно-эстетического цикла · этнокультурные · культурологические · интеллектуально-развивающие · коммуникативно-речевые · экологические · физкультурно-оздоровительные · различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.  
Вариативные Парциальная программа – одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста. Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреж­дения. Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.   В мире прекрасного В мире природы Воспитание ребенка–дошкольника «Росинка» В.Н. Зимонина. Детская одаренность - развитие детского изобразительного творчества» авторская программа Казаковой Р.Г. Дружные ребята (коллектив под руководством д.п.н. Р. С. Буре) Здоровье (Автор В. Г. Алямовская). Красота - радость - творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.). Математика в детском саду В.Новиковой. Музейная педагогика, под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой Музыкальные шедевры (Автор О. П. Радынова). Наследие (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева). Наш дом – природа Н.А. Рыжовой Основы безопасности детей дошкольного возраста (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Педагогика и психология ненасилия – по формированию способности к позитивному общению, взаимодействию у детей дошкольного возраста, под ред. Ситарова В.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) Природа и художник – художественно – экологическая программа по изобразительному искусству Копцевой Т.А. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной Развитие речи и творчества дошкольников О.С.Ушаковой Расту здоровым Семицветик (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова) Система «РОСИНКА» (модульная программа) ТРИЗ «Умка» (теория решения изобретательских задач) Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни М.Ф. Литвинова. Практическое пособие Юный эколог (Автор: С.Н. Николаева) Я — человек (Автор С. А. Козлова). Я, ты, мы (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).
Альтернативные

· Система дошкольного воспитания Марии Монтессори, Вальдорфский детский сад (немецкий философ Р. Штейнер).

· Система дидактических игр Фридриха Фребеля

· Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца»

«Шаг за шагом» (Step by step)

 

 


 

Тема 1.2.2. Методы, приёмы и средства организации обучения

 

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

 

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации.

Поэтому в педагогической науке нет единого подхода к выделению методов обучения

 

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

v цели образования, воспитания и развития учащихся;

v особенности содержания изучаемого материала;

v особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

v время, отводимое на изучение того или иного материала;

v уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

v уровень педагогического мастерства учителя;

v материально-технические условия обучения.

 

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, т.е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

 

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют, как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения.

 Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода.

 Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

 

 

 

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов.

Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения.

Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной.

Наиболее распространены классификации:

по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе),

по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин),

а также полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.

 

В классификации методов по источнику обучения выделяются три группы методов обучения:

1) словесные (источником обучения является слово, речь): рассказ, беседа, лекция, работа с книгой;

2) наглядные (источник обучения – наглядные средства, демонстрируемые педагогом): демонстрации опытов, натуральных объектов, образцов деятельности и т. д.;

3) практические (источник обучения – практическая деятельность): практические и лабораторные работы, выполнение упражнений, решение задач, моделирование объектов.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно- действенное и наглядно-образное).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: