Тема 15: Мультимедийный журналист и Нетикет

1. Интернет журналистика как вид творчества..

2. Перспективы развития научных онлайн журналистики изданий.

3.Законы РК о СМИ

Бурное развитие Интернета опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы,

необходимой для регулирования возникающих проблем. Регулирование осложняется тем, что Интернет – это открытая система, у которой не существует централизованной организационной структуры, контролирующей содержание и действия пользователей сети. Попытки регламентировать работу системы Интернета на законодательном уровне решаются в различных

странах. Но ни в одной стране мира нет специального законодательства в системе Интернет. Существуют отдельные законодательные нормы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы: вопросы, связанные с подключением к системе, вопросы правовой охраны интеллектуальной и промышленной собственности, защиты государственной тайны и т.п. 

Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны Европейского союза, российское законодательство в области Интернета и СМИ в сети находится сейчас на самом начальном этапе развития. В нашей стране на сегодняшний день информационные отношения регулируются более чем пятью сотнями нормативных правовых актов. Из них примерно 30 – 40 законов регулируют отношения, прямо или косвенно связанные с массовой информацией. Правовую базу деятельности российского Интернета составляют, в частности, Конституция РФ,  законы «О средствах массовой информации», «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене». Однако единого закона «Об Интернете» до сих пор не существует. Правительством РФ постоянно рассматривается огромное количество законопроектов в области регулирования сети, однако принимаются единицы. В действующие законы постоянно вносятся изменения в связи с появлением и развитием информационно-коммуникативных сетей. В настоящее время отношение Президента к вопросу регулирования сети Интернет таково: в сфере Интернет-индустрии должны работать внутренние ограничения, а выработкой правил и методов регулирования деятельности в сети должны заниматься провайдеры. А с 1 июля 2006 года введено в действие Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил ока-

зания услуг связи по передаче данных», согласно которому Рунет перестанет быть анонимным – доступ к нему можно будет получить только после занесения всех данных о реальном пользователе Интернета. Одна из первых коллизий, связанных с Интернетом возникла в период федеральных выборов 1999 года, когда в день голосования в Государственную Думу на сайте были опубликованы результаты социологических опросов проголосовавших избирателей. Действующее на тот момент законодательство запрещало публикацию таких материалов в течение трех дней до дня голосования и во время голосования. Однако запрет относился к публикациям только в средствах массовой информации. Первой реакцией ЦИК РФ была попытка интерпретировать Интернет в качестве глобального СМИ. В конце концов, сайты были заблокированы, однако вопросы по механизму правового регулирования Интернета остались. Заметим, что Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый в декабре 1991 года, уже содержал правовые нормы, применяемые для регулирования деятельности СМИ в Интернете. Имеется в виду норма ст. 24 Закона РФ «О СМИ» – «Иные средства массовой информации». Именно эти нормы в настоящее время во многом определяют правовые подходы к регулированию деятельности «новых» СМИ. Обратимся к юридическому определению данного понятия. Отметим тот факт, что вплоть до 2000 года в свидетельствах о регистрации сетевых СМИ в качестве типа издания указывалось «Иное». 31 августа 2001 года был принят Проект постановления о государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети («сетевых СМИ») и проект положения о порядке регистрации. Так, в п. 2.1 Проекта постановления впервые юридически определено понятие сетевого СМИ: «под сетевым средством массовой информации понимается размещаемая в электронной форме в Интернете (и сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц. Размещаемые в Интернете и иных глобальных информационных сетях информационные сообщения и материалы рассматриваются как периодические, если производится (предполагается) их полное или частичное обновление не реже одного раза в год». Таким образом, получается, что практически любой сайт, обновляемый один раз в год, можно отнести к средствам массовой информации. Обратимся к действующему законодательству о СМИ. Так, согласно Минпечати «сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в ст. 2 и 24 Закона «О средствах массовой информации». Рассмотрим эти законы подробнее. Итак, в соответствии со ст. 2 Закона «О средствах массовой информации», «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Соответственно, «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Ст. 24 Закона «Иные средства массовой информации» гласит: «Правила,

установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети,

если законодательством Российской Федерации не установлено иное». Таким образом, следуя букве Закона, любой информационный ресурс, существующий в глобальных сетях, независимо от его аудитории и периодического обновления, может являться СМИ, даже если не позиционирует

себя как СМИ. Ведь к информации на сетевых ресурсах вполне подходит определение «массовой информации», предназначенной «для неограниченного круга лиц». Кроме того, сетевые СМИ попадают и под правила, установленные для радио- и телепрограмм, как распространяющие массовую информацию через «иные телекоммуникационные сети». Таким образом, современное законодательство о СМИ не позволяет разрешить проблемы, связанные с идентификацией СМИ.

Также согласно тексту действующего Закона, обслуживающий персонал сайта независимо от его регистрации можно рассматривать как редакцию средства массовой информации. В Законе «под редакцией понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации», а лицо, ответственное за содержание сервера, – как главного редактора. «Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой

информации». Однако сотрудников сайта нельзя причислить к журналистам, так как «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию», а лишь единичные российские сай-

ты (информационные ресурсы) зарегистрированы как средства массовой информации. В связи с добровольной регистрацией СМИ в Интернете возникают проблемы, прежде всего, с определе-

нием правового статуса, как самих сетевых СМИ, так и распространяемых ими сообщений и материалов. Необязательность регистрации порождает проблемы, связанные с распространением по сети слухов, компромата и охраняемых законом тайн. Проблемной зоной остается охрана авторского права, права на интеллектуальную собственность, обеспечение неприкосновенности частной жизни, защита общества и граждан от недобросовестной информации и информации, наносящей ущерб общественной нравственности. Однако вопрос регистрировать или не регистрировать свой сайт как СМИ так или иначе встает перед владельцем веб-ресурса, позиционирующегося на рынке СМИ как солидное издание. Полезно знать, что дает регистрация руководству и сотрудникам проекта. Закон предусматривает предоставление широкого спектра прав журналисту, однако при этом появляются и обязанности. Журналист имеет право:

− искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

− посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

− быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

− получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, которые составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; − копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы приусловии соблюдения законодательства об авторском праве;

− производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъем-

ки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

− посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

− проверять достоверность сообщаемой ему информации;

− излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

− отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

− снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности;

− распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью под псевдонимом или без подписи.

При этом журналист обязан:

− соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

− проверять достоверность сообщаемой им информации;

− удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

− сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

− получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

− получать согласие на получение информации от граждан и должностных  лиц и ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

− ставить в известность главного редактора о возможных исках при предъявлении иных, предусмотренных законом, требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

− отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

− предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по  первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Неисполнение журналистом своих обязанностей может повлечь за собой  ответственность, устанавливаемую через суд. Важно отметить, что ответственность не возлагается на владельца сетевого издания, если информация для публикации была основана на сведениях:

− присутствующих в обязательных сообщениях или полученных от информационных агентств;

− содержащихся в ответе на запрос информации либо в материалах, предоставленных службами государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений, являющихся дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

− содержащихся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом «О СМИ»;

− являющихся дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о средствах массовой информации. При дальнейшей разработке законодательства в  сфере регулирования сетевых СМИ необходимо учитывать, что связанные с Интернетом правоотношения носят «экстранациональный» характер. И применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета их связи с законодательством других стран может

быть неэффективным. Эти отношения требуют широкого обсуждения и разработки мер регулирования на международном уровне. 

Основные проблемы для регулирования:

− охрана авторского права, права на интеллектуальную собственность, обеспечение неприкосновенности частной жизни;

− защита граждан, общества, государства от недобросовестной информации и информации, наносящей ущерб общественной нравственности;

− защита телекоммуникационных сетей от неправомерных действий.

Во многих случаях наличие законов не гарантирует их применения или эффективности. Отчасти это происходит оттого, что любой закон легче принять, чем реализовать на практике.

Соблюдение определенных правил и законов обеспечивают не только соответствующие законодательные акты, но и культурные традиции, сложившиеся кодексы поведения журналистов.

Участниками процесса создания нормативной базы регулирования Рунета должны стать как органы власти, так и негосударственные объединения российских пользователей сети, что отражает и общемировые тенденции привлечения так называемого «интернет-сообщества» к решению проблем сети.

Кроме того, в российском Интернете действует некий кодекс поведения для компаний-провайдеров. Например, они отказываются размещать на своих серверах сайты, содержащие детскую порнографию или нацистские ресурсы. Правда, единственный регулятор в этой области – общественное мнение. Так, в свое время «Новые Известия» сумели добиться закрытия сайта террористической группировки ХАМАС, который находился на мощностях российского провайдера «Караван». 

Литература:

1. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: Учеб. пос. для студентов вузов – М. «Юнити-Дана», 2005. – 383 с.

2. Барлыбаева С.Х. Развитие информационного общества в мире и в Казахстане: учеб. пособ. – алматы: Казак университетi, 2006.- 190 с.

3. Барлыбаева С.Х. Телевидение в Мире и в Казахстане. Алматы – 2007. – 166 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: