Дополнительная литература

Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. (Университетский курс лекций). – СПб., 1997. С. 479-484, 496-510.

Смирнов И. П. Мегаистория: к исторической типологии культуры. – М., 2000. С. 11-20.

Теория литературы: в 2-х т. Т.1 / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 92-104.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С. 270-281.

Тюпа В. И. Постсимволизм. (Теоретические очерки русской поэзии ХХ века). – Самара, 1998.

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. Глава 6.

Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 1999. С. 18-37.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Под ред. П. А. Гринцера. – М., 1994. С. 3-38.

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

На практических занятиях студент должен научиться применять теоретические знания и овладевать навыками анализа литературного произведения. Каждое практическое задание сосредоточено на одной теоретической проблеме и дает план анализа произведения в соответствии с этой проблемой. В ходе работы у студента должно складываться представление о конкретной методике анализа художественного произведения, соответствующей присущим именно данному произведению (или данному типу произведения) родовым, жанровым, стилевым особенностям.

Готовясь к занятию, студент должен изучить соответствующий раздел учебника и соответствующую лекционную тему. Затем следует тщательно прочесть художественный текст, сделать необходимые заметки, выписки, комментарии. (Анализ значительно обогащается, если студент знает творческую историю произведения, время и причины создания, работу автора над вариантами). В тетради для практических занятий надо сделать краткую запись материалов в соответствии с планом. В итоге домашней подготовки студент должен быть готов дать развернутый ответ на каждый вопрос: теоретическую посылку, подтверждающий ее анализ текста, вывод. В ходе занятий этирассуждения будут дополняться, и их надо будет также заносить в тетрадь. Удобнее всего дополнения делать рядом с домашним заданием. Поэтому рекомендуется страницу в тетради делить на две половины: в одной половине — домашние записи, в другой — дополнения и уточнения, вносимые на занятии. (Из указанных восьми вариантов студент-заочник получит четыре задания).

 

 

Задание № 1.

Проблема специфики содержания искусства

В книге Е. Г. Эткинда «Проза о стихах»

(Обучение приемом работы с научной литературой)

 

Задание. Сделать цитатно-тезисный конспект фрагментов «Принцип неопределенности» и «Вверх по лестнице смыслов» из главы I-й книги Е.Г. Эткинда «Проза о стихах» (СПб., 2001. С. 44-52).

Вопросы:

1. «Принцип неопределенности»:

а) Как автор доказывает неопределенность субъекта в лирике? Какие признаки субъекта отсутствуют у лирического героя, а какие качества ему присущи?

б) С какой целью и по каким параметрам сопоставляются письмо А. С. Пушкина к А. П. Керн и стихотворение «Я помню чудное мгновенье»?

с) Какие из сделанных ранее наблюдений подтверждает анализ стихотворений Ахматовой, какую новую мысль он вводит?

2. «Верх по лестнице смыслов»:

а) Почему многозначность содержания стихотворения прямо связана с принципом неопределенности?

б) Кратко сформулируйте суть четырех ступеней смысла, выявленных автором в стихотворении А. Фета

—непосредственное житейское содержание

—метафорический смысл

—глубинные архетипы

—психологический символизм

с) Каким образом соотносятся эти уровни?

3. Сделайте выводы о специфике художественного содержания.

4. Какие продуктивные приемы анализа использовал Е. Г. Эт­кинд?

 

Задание № 2.

Художественный образ в стихотворении

А. С. Пушкина «Вновь я посетил...»

1. Общее понятие о художественном образе.

2. Проблема автора и лирического героя. Как соотносятся в стихотворении биографический автор и лирический герой?

3. Последовательно проследите за развитием художественной идеи стихотворения через анализ настроения лирического героя:

а) Каково настроение лирического героя в начале стихотворения, как оно выражается?

б) Каково эмоциональное наполнение пейзажа в стихотворе­нии? (Сравнить с пейзажем в стихотворении «Деревня»).

в) Какова взаимосвязь между настроением лирического героя и образом природы?

г) Сравните душевное состояние лирического героя в начале и конце стихотворения.

4. Сделайте вывод о главной мысли стихотворения, о его философской концепции.

Литература

Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. – М., 1962. С. 256, 263 (Письма к Н. Н. Пушкиной от 25 сентября 1835 г. и к П. В. Нащокину от 10 января 1836 г.).

Городецкий Б. Л. Лирика Пушкина. – М., 1962. С. 288, 411, 431.

Левкович Я. Л. «Вновь я посетил...» // Стихотворения Пушкина 1820-30-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. – Л., 1974. С. 306-322.

Степанов Я., Гинзбург Л. «Вновь я посетил...» // Пушкин в школе. – М., 1978. С. 68-75.

Задание № 3.

Идейный пафос стихотворения

Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

 

1. Жизненный конфликт, положенный в основу стихотворения. Факт и его обобщение.

2. Выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания.

3. Проанализируйте развитие темы, проблемы и идей в каждой из частей:

а) какие общественные явления отображены в данных образах?

б) каково эстетическое отношение автора к этим явлениям, как оно выражено?

в) как соотносятся между собой образы внутри каждой из частей и каков смысл этих соотношений?

4. Сопоставьте развитие содержания в каждой из частей: что в них повторяется и что изменяется?

5. Сделайте вывод об идейном пафосе стихотворения.

Литература

Панаева А. Я. Воспоминания. – М., 1948. С. 216-217; М., 1986. С. 207-208.

Евгеньев-Максимов В. Е. Творческий путь Н. А. Некрасова. – М.; Л., 1953. С. 104-108.

Чуковский К. Мастерство Некрасова. 3-е изд. – М., 1971. С. 139-142.

Скатов Н. Н. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» // Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему». –М., 1985. С. 73-87.

Корман Б. О. Лирика Некрасова. 2-е изд. –Ижевск, 1978. С. 170-174.

Задание № 4.

Особенности поэтического языка стихотворения

В. В. Маяковского «Необычайное приключение,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: