Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. (Университетский курс лекций). – СПб., 1997. С. 479-484, 496-510.
Смирнов И. П. Мегаистория: к исторической типологии культуры. – М., 2000. С. 11-20.
Теория литературы: в 2-х т. Т.1 / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 92-104.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С. 270-281.
Тюпа В. И. Постсимволизм. (Теоретические очерки русской поэзии ХХ века). – Самара, 1998.
Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. Глава 6.
Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 1999. С. 18-37.
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Под ред. П. А. Гринцера. – М., 1994. С. 3-38.
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
На практических занятиях студент должен научиться применять теоретические знания и овладевать навыками анализа литературного произведения. Каждое практическое задание сосредоточено на одной теоретической проблеме и дает план анализа произведения в соответствии с этой проблемой. В ходе работы у студента должно складываться представление о конкретной методике анализа художественного произведения, соответствующей присущим именно данному произведению (или данному типу произведения) родовым, жанровым, стилевым особенностям.
|
|
Готовясь к занятию, студент должен изучить соответствующий раздел учебника и соответствующую лекционную тему. Затем следует тщательно прочесть художественный текст, сделать необходимые заметки, выписки, комментарии. (Анализ значительно обогащается, если студент знает творческую историю произведения, время и причины создания, работу автора над вариантами). В тетради для практических занятий надо сделать краткую запись материалов в соответствии с планом. В итоге домашней подготовки студент должен быть готов дать развернутый ответ на каждый вопрос: теоретическую посылку, подтверждающий ее анализ текста, вывод. В ходе занятий этирассуждения будут дополняться, и их надо будет также заносить в тетрадь. Удобнее всего дополнения делать рядом с домашним заданием. Поэтому рекомендуется страницу в тетради делить на две половины: в одной половине — домашние записи, в другой — дополнения и уточнения, вносимые на занятии. (Из указанных восьми вариантов студент-заочник получит четыре задания).
Задание № 1.
Проблема специфики содержания искусства
В книге Е. Г. Эткинда «Проза о стихах»
(Обучение приемом работы с научной литературой)
|
|
Задание. Сделать цитатно-тезисный конспект фрагментов «Принцип неопределенности» и «Вверх по лестнице смыслов» из главы I-й книги Е.Г. Эткинда «Проза о стихах» (СПб., 2001. С. 44-52).
Вопросы:
1. «Принцип неопределенности»:
а) Как автор доказывает неопределенность субъекта в лирике? Какие признаки субъекта отсутствуют у лирического героя, а какие качества ему присущи?
б) С какой целью и по каким параметрам сопоставляются письмо А. С. Пушкина к А. П. Керн и стихотворение «Я помню чудное мгновенье»?
с) Какие из сделанных ранее наблюдений подтверждает анализ стихотворений Ахматовой, какую новую мысль он вводит?
2. «Верх по лестнице смыслов»:
а) Почему многозначность содержания стихотворения прямо связана с принципом неопределенности?
б) Кратко сформулируйте суть четырех ступеней смысла, выявленных автором в стихотворении А. Фета
—непосредственное житейское содержание
—метафорический смысл
—глубинные архетипы
—психологический символизм
с) Каким образом соотносятся эти уровни?
3. Сделайте выводы о специфике художественного содержания.
4. Какие продуктивные приемы анализа использовал Е. Г. Эткинд?
Задание № 2.
Художественный образ в стихотворении
А. С. Пушкина «Вновь я посетил...»
1. Общее понятие о художественном образе.
2. Проблема автора и лирического героя. Как соотносятся в стихотворении биографический автор и лирический герой?
3. Последовательно проследите за развитием художественной идеи стихотворения через анализ настроения лирического героя:
а) Каково настроение лирического героя в начале стихотворения, как оно выражается?
б) Каково эмоциональное наполнение пейзажа в стихотворении? (Сравнить с пейзажем в стихотворении «Деревня»).
в) Какова взаимосвязь между настроением лирического героя и образом природы?
г) Сравните душевное состояние лирического героя в начале и конце стихотворения.
4. Сделайте вывод о главной мысли стихотворения, о его философской концепции.
Литература
Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. – М., 1962. С. 256, 263 (Письма к Н. Н. Пушкиной от 25 сентября 1835 г. и к П. В. Нащокину от 10 января 1836 г.).
Городецкий Б. Л. Лирика Пушкина. – М., 1962. С. 288, 411, 431.
Левкович Я. Л. «Вновь я посетил...» // Стихотворения Пушкина 1820-30-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. – Л., 1974. С. 306-322.
Степанов Я., Гинзбург Л. «Вновь я посетил...» // Пушкин в школе. – М., 1978. С. 68-75.
Задание № 3.
Идейный пафос стихотворения
Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
1. Жизненный конфликт, положенный в основу стихотворения. Факт и его обобщение.
2. Выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания.
3. Проанализируйте развитие темы, проблемы и идей в каждой из частей:
а) какие общественные явления отображены в данных образах?
б) каково эстетическое отношение автора к этим явлениям, как оно выражено?
в) как соотносятся между собой образы внутри каждой из частей и каков смысл этих соотношений?
4. Сопоставьте развитие содержания в каждой из частей: что в них повторяется и что изменяется?
5. Сделайте вывод об идейном пафосе стихотворения.
Литература
Панаева А. Я. Воспоминания. – М., 1948. С. 216-217; М., 1986. С. 207-208.
Евгеньев-Максимов В. Е. Творческий путь Н. А. Некрасова. – М.; Л., 1953. С. 104-108.
Чуковский К. Мастерство Некрасова. 3-е изд. – М., 1971. С. 139-142.
Скатов Н. Н. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» // Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему». –М., 1985. С. 73-87.
Корман Б. О. Лирика Некрасова. 2-е изд. –Ижевск, 1978. С. 170-174.
Задание № 4.
Особенности поэтического языка стихотворения
В. В. Маяковского «Необычайное приключение,