Антропологические проблемы информационного общества

 

Многие западные и отечественные философы осознают негативное явление современной цивилизации как антропологический кризис, или «кризис самого человека», который столкнулся с разрушением основ своего бытия: войны, природные и техногенные катастрофы, тоталитарные тенденции в политике, манипуляция сознанием, возрастающая зависимость от техники и т. д. Общество оказалось в ситуации крушения традиционных ценностей, кризиса человеческого разума, гуманности, духовности. Искусственная техногенная среда обитания обеспечивает комфортабельное потребительское бытование для бездушного, «безумного», «спящего», «закрытого» сознания.

Антропологический кризис – система негативных тенденций современного общества, ведущая к отрицательным явлениям в природе и качествах человека и снижающая его личностный потенциал.

Для обозначения современного человека введено понятие «человек техносферный» (Э. С. Демиденко, 1993 г.), характеризующее изменения, происходящие с человеком под воздействием техногенного развития. Это человек, который приобрел социально-техногенные качества и способен активно жить и работать в техносфере [8, с. 350].

«Современный технократический человек уже характеризуется значительным наличием техно в его организме» (Э. С. Демиденко). Жизнь человека все более поддерживается социально-технической инфраструктурой и иной техникой, нарастает замена естественных органов искусственными. Если в 90-е годы XX в. такая замена возросла в три раза, то в первое десятилетие XXI в. – в пять-шесть раз. «Искусственные органы, электронно-вычислительные машины, человек и бытовые компьютеры, замещающие умственные операции человека, жизнедеятельность в усложняющейся техносфере и многое другое говорит о том, что развивается новое существо – биотехносоциальное, по сути, постчеловеческое, от которого до киборга уже остается один шаг» [8, с. 350]. Некоторые философы компьютерной техники предполагают, что через 100–200 лет будет создан искусственный человек, предназначенный для освоения космоса.

Если в понятии «человек» выделяют родовые свойства, присущие всем людям и отличающие человека от животных, то личность обозначает социально-значимые свойства, проявляющиеся в каждом конкретном человеке своеобразно, индивидуально. Личность – индивидуально выраженные сущностные силы конкретного человека. Антропологический кризис и соответствующий ему кризис личности имеют множество негативных последствий и приводят к внутренней противоречивости, разорванности личности, утрате идентичности с самим собой и обществом.

Е. Д. Труфанова выделяет два вида идентичности человека: «нормальную» и «кризисную». Первая представляет сбалансированную систему «Я», где все представления о самом себе («Я» – молодой человек, студент, белорус, сын, внук, спортсмен, гуманист, патриот и т. д.) связаны между собой. Человек осознает самого себя как целостное, соответствующее личным и общественным ценностям.

«Кризисная идентичность» выражается в нарушении связей между различными «Я»-образами, в том, что некоторые «Я»-образы не вписываются больше в существующую систему, и требуется трансформация, переконструирование «Я» [14, с. 21]. Проще говоря, личность осознает несоответствие своих целей и достигнутых результатов, личного потенциала и возможностей его реализации в обществе, личных и социально-востребованных качеств.

Многие отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на кризисное состояние личности в современном обществе, которое обнаруживается во внутренней противоречивости, разорванности, отчужденности личности. Среди этих противоречий выделим следующие.

1 Потребность личности в самореализации и недостаточность позитивных возможностей самореализации или неумение их использовать. Поскольку для большинства людей труд имеет отчужденный характер и продолжает оставаться преимущественно способом заработать на жизнь, человек не самоутверждает свои сущностные силы, а подавляет, извращает их. В свободное время самореализация ограничивается потребительством или пассивным созерцанием мозаичной информации.

2 Усвоение в процессе социализации (образования и воспитания) традиционных ценностей и их несоответствие общественным реалиям. Один из принципов воспитания – гуманизм – оказывается невостребованным в обществе, ориентированном на рыночные отношения, где господствует конкуренция, обогащение одних за счет других, зависть, безнравственность.

Сократ считал, что знание нравственных норм и нравственное поведение эквивалентны. Современный философ и теолог, лауреат Нобелевской премии мира А. Швейцер писал, что мировоззрение человека стало безнравственным, хотя нравственные нормы известны каждому. «Я родился в период духовного упадка человечества» [11, с. 5].

3 Система ценностей информационного общества нацелена на потребление (вещей, информации, развлечений и т. д.) и не способствует развитию творческой активности, созидательному настроению личности. Между тем потребительская направленность личности противоречит требованиям научно-технического прогресса, для которого инициативные, творческие работники – насущная необходимость. Как писал Э. Тоффлер, работники Третьей волны «жаждут большей ответственности и более живой работы с поручениями, достойными их таланта и квалификации. Наряду с финансовым вознаграждением, они ищут в работе смысл» [1, c. 608]. Однако автор не объясняет, откуда возьмутся эти качества работника, тем более что стандартизация и унификация личности под массированным воздействием СМИ и Интернета возрастает.

4 Бесконтрольное потребление в духовной сфере, насаждаемое СМИ, или сведение духовности к религиозности как стереотип массового сознания и стремление к рациональному объяснению мира и самого себя как принцип сознания современного образованного человека. «С духом времени я нахожусь в полном разладе, он полон презрения к мысли» (А. Швейцер). «Дух времени не принимает во внимание, что достигнутый прогресс, техника и техногенная среда обитания – «результат работы мысли», воплощенной в материальной форме. «Презрение к мысли» проявляется в стремлении дискредитировать индивидуальное мышление любым способом. Это – слепое доверие авторитетам, скептицизм, нигилизм, догматизм, недоверие научному знанию, торжество иррационального в духовной жизни, отождествление духовности и религиозности, технократический стиль мышления, пренебрежение философским и гуманитарным знанием и многое другое.

5 Противоречие между обыденностью, повторяемостью, бессмысленностью, эмоциональной бедностью повседневной жизни и «стремление вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия, ощущать себя субъектом своих действий и мыслящим существом». «Человек почти не выходит за пределы мира сработанных им вещей и выдуманных понятий; он почти всегда остается в рамках обыденности» [11, с. 103]. Увлечение спортивными состязаниями, хроникой преступлений, всевозможными шоу, играми, погоней за модными вещами, любовными страстями свидетельствуют о том, «что человек рвется за пределы обыденности», ищет какой-то жизненный смысл, «но то, какими способами он удовлетворяет эту свою внутреннюю потребность, свидетельствует о безмерном убожестве всех наших поисков и решений…» [11, с. 104].

Среди других антропологических проблем информационного общества выделяют падение значимости личностного знания, его бессистемность и хаотичность разнообразные виды интернет-зависимости, особенно среди подростков; обесценивание опыта старших поколений ревизию моральных и культурных норм  тоталитаристские тенденции в политике, ориентацию образования на запоминание информации, а не на ее осмысление.

Одна из актуальных проблем современного общества – изучение техники и техносферы в этическом аспекте. Техническая деятельность практически направлена, а практические действия имеют нравственные основания по следующим причинам: достижения техники могут быть поставлены на службу как добру, так и злу; использование техники нуждается в этической оценке; результативность техники проявляется в глобальных масштабах; развитие технологий опрокинуло антропоцентризм, согласно которому человек свободен и всесилен сам по себе; чрезвычайно актуальным стал вопрос о выживании человека в техногенную эру [15, с. 327]. При этом большинство современных философов техники считают, что этическое осмысление техники должно опираться на принцип ответственности.

В связи с этим немецкий философ Х. Ленк выделил четыре типа ответственности: ответственность за действия и их результаты; компетентностная или ролевая ответственность (начальник ответственен за образ действия своих подчиненных); моральная ответственность (корпорации ответственны за благоприятное будущее людей); правовая ответственность [15, с. 327].

Группа немецких философов полагает, что при оценке техники следует руководствоваться такими ценностями, как развитие личности, развитие общества, благосостояние и здоровье людей, безопасность и экологичность техники, ее экономичность и функциональная пригодность. Некоторые из этих ценностей могут противоречить друг другу. Установление их соотношения – сложная проблема, решение которой предполагает оптимальное сочетание различных ценностей.

Моральный кодекс инженеров и техников (техноэтика) включает как общечеловеческие (честность, справедливость, гуманное отношение к людям, солидарность с коллегами), так и профессиональные (компетентность, аккуратность, тщательность в работе и т. п.) нормы поведения. Соблюдение нравственных норм способствует росту социальной ответственности инженеров и техников. «К сожалению, нет ни одного действительно яркого примера, когда инженерное сообщество заранее предупредило бы общественность о нежелательных последствиях использования техники» [15, с. 329].

По мнению В. А. Канке, понятие «техноэтика» приобретает конкретный смысл применительно к отдельным отраслям технической деятельности. Так, можно говорить о компьютерной или информационной этике.

Благодаря компьютеризации общества стремительно изменяются как аппаратные средства, так и программное обеспечение компьютеров, возникает избыток информации и потребность осмысления проблемных аспектов информационного общества.

Возникновение компьютерной этики связывают с именем Н. Винера, который в 50-е гг. XX в. констатировал наступление новой эры, где этические проблемы приобретают особый смысл. В 60-е гг. Д. Паркер исследовал различные случаи неправильного и даже аморального использования компьютеров. В последующие годы интерес к компьютерной этике возрастает, а в наши дни стал использоваться термин «информационная этика», относящийся к сфере информатики в целом.

В Интернете можно найти этические правила как для нормальных пользователей, так и для хакеров. Первым советуют не приносить вред другим пользователям, не рыться в чужих базах данных, не использовать нелицензированные программы и т. д. Вторые руководствуются противоположными идеями. И те, и другие рекомендации даются с позиции здравого смысла.

Компьютерная этика с первых дней своего существования основана на этике ответственности, причем компьютер не мыслит и не интерпретирует информацию, ответственность несет только пользователь, человек. В борьбе с компьютерным террором разрабатываются различные формы защиты информации – правовые, административные, аппаратно-программные. «Именно процесс возрастания ответственности и ее детализация представляет основной вектор развития современной информационной этики» [15, с. 337].

Есть все основания полагать, что в ближайшем будущем темпы развития техники возрастут. Техническое будущее человечества связывают с развитием Интернета, нанотехнологиями, системами искусственного интеллекта, генной инженерией. Все это принципиально изменит техносферу и человека, который в ней функционирует. Многие из этих изменений известны уже сейчас, о других можно только догадываться. Воздействие постоянно изменяющейся техносферы на человека, общество и природу имеет как позитивное, так и негативные последствия. Осмысление техносферы как фактора, преобразующего все сферы общественной и личной жизни человека, – одна из наиболее актуальных проблем в современной философии. Достижения и изъяны информационных технологий представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Достижения и изъяны информационных технологий [15, c. 341]

 

Достижения Изъяны
Открыт доступ к огромному массиву информации. Каждый может воспользоваться Интернетом и, следовательно, быть услышанным. Виртуальные образы музеев и библиотек, расположенных в различных городах мира, доступны всем участникам Всемирной паутины. Преумножаются интеллектуальные возможности людей. Происходит эстетизация жизни людей. Растет их игровая культура. Новые импульсы получает система образования. Каждый человек способен стать членом интересных ему интернет-сообществ. Расширяются контакты между людьми различных регионов мира. Интернет является универсальной средой для общения, развлечения, обучения, трудовой деятельности. Интернет стал ареной разнообразных видов творчества. Он позволяет интенсифицировать буквально все стороны человеческой жизни. Глобальное информационное целое как бы поглощает индивида, которому крайне трудно проявить себя. Падает значимость личностного сознания, происходит его децентрация. Индивид не успевает за быстрым развитием информационных технологий. В Интернете много информационного мусора. Знание становится поверхностным, ситуативным, неконцептуальным, оно не подвергается уместной в научном отношении экспертизе. Широко используются возможности «промывания мозгов», что на руку власть предержащим. Под угрозой находятся судьбы современной рациональности. Подлинным бедствием стали разные виды интернет-зависимости, особенно среди подростков. растет пропасть между поколениями, ибо молодые люди усваивают информационные новшества значительно быстрее своих родителей.

 

На протяжении двадцати шести веков своей истории философия была «мыслью своей эпохи». Современная техногенная цивилизация не только преобразует все сферы общественной и личной жизни человека, но и в качестве насущного выдвигает вопрос о будущем человечества. О стоящих перед человечеством проблемах дает представление таблица 2.

 

Таблица 2 – Вызовы, перед которыми стоит человечество [15, c. 376–378]

 

Вызов Опасности и риски
Космологический Эволюция Вселенной, возраст которой составляет около 13,7 млрд лет, может привести к ее коллапсу. В таком случае вместе с ней погибнет и род людской
Астрономический Через 5 млрд лет Солнце превратится в красный гигант (а позднее – в белый карлик). После указанных превращений жизнь человечества прервется
Метеоритный Удар метеорита диаметром более 1 км несет для человечества смертельную опасность. Избежать такого удара очень непросто
Биологический В результате нарастающих темпов вымирания биологических видов биосфера планеты обеднеет настолько, что окажется невозможной сама жизнь
Медицинский Человечество не застраховано от пандемий, например, связанных с распространением СПИДа. Могут возникнуть такие виды бактерий, которые невосприимчивы в антибиотикам
Демографический Эмансипация людей сопровождается снижением темпов рождаемости, что грозит вымиранием рода человеческого. Клонирование людей связано с опасностью возникновения элитарных групп, заботящихся только о себе
Технический Развитие робототехники и нанотехнологий сулит не только преимущества, но и опасность катастрофического развития техносферы
Экологический Человечество не справится с поддержанием порядка в природной среде обитания
Военный Возможна война с использованием термоядерного оружия
Экономический Становится все более трудным управлять рыночными механизмами. Транснациональные корпорации диктуют свои условия всему человечеству. Не выработаны эффективные механизмы борьбы с коррупцией
Ресурсный Уже в ближайшие 50 лет человечество столкнется с недостатком ресурсов, особенно углеводородов
Политический Все более угрожающие масштабы принимает манипуляция механизмами представительной демократии
Социологический Общество становится все более массовым. Оставляют желать лучшего институты гражданского общества. Не изжита опасность национализма
Культурный В отсутствие должного противовеса поп-культура несет в себе угрозу обезличивания общества
Субкультурный Субкультуры и цивилизации никак не могут достичь гармонического общежития
Образовательный Сказывается «усталость» больших масс людей от образования. Они не хотят учиться
Этический Этика вытеснена на периферию культуры, но без нее недостижимо общее благо
Философский Поиск смыслов заменяется поверхностными рассуждениями
Синергетический Слабо изучены последствия случайных явлений, характерных для всех сфер человеческого общества
Религиозный Нарастает угроза религиозного фундаментализма, не останавливающегося перед крайними мерами

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: