Понятие техносферы, ее основные элементы. Техника и ее роль в жизни общества

 

Для более глубокого понимания сущности и основных феноменов информационного общества, его социокультурных и антропологических проблем следует проанализировать ряд понятий, которые изучает философия техники.

Философия техники – важнейший раздел философии, дающий системный анализ техники в социально-историческом контексте. Современная проблематика философии техники оформилась в 70-е годы прошлого века, она включает определение техники и других сопряженных понятий, объяснение функций техники и ее статуса в истории цивилизаций, социокультурные и гуманитарные аспекты научно-технического прогресса.

Исходным методологическим принципом философии техники выступает технологический детерминизм как учение об определяющей роли техники в социальном процессе. Он предполагает автономию развития техники и непрерывный технический прогресс, воздействие техники на природу, общество и человека.

Разновидностями технологического детерминизма являются техницизм и антитехницизм. Первый полагает общественный прогресс прямым следствием и результатом технического прогресса. Согласно техницизму, социальные и антропологические проблемы можно решить с помощью современных технологий (Дж. Белл, Ё. Масуда и др.).

Антитехницистская концепция (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хорк­хай­мер) сосредотачивает внимание на негативных аспектах технического прогресса, в особенности на антигуманных результатах использования его достижений. По мнению Ж. Эллюля, техника превращает средства в цель, стандартизирует интересы и поведение людей, делает человека объектом «калькуляций и манипуляций».

Многие современные философы пытаются преодолеть узкие рамки техницизма, рассматривая технику в системе природа – общество. Если в прошлом среда обитания человека делилась на естественную (природную) и искусственную (социальную), то в настоящее время создана новая среда обитания, где естественное и искусственное слиты в единое целое. Более того, человеку представляется, что естественная среда как бы отступила на задний план, а искусственно созданная техническая среда имеет первостепенное значение. Техника отдаляет человека от природы, но она и приближает его к природе, открывая новые технические возможности на основе познания природных закономерностей.

Проблема отношения «человек – техника – природа» изучалась многими мыслителями. Для обозначения сферы взаимодействия общества и природы, где определяющим фактором становится разумная человеческая деятельность, было введено понятие «ноосфера». Э. Леруа и Т. де Шарден понимали ноосферу как «мыслящую оболочку Земли», образованную сознанием человека. Согласно В. И. Вернадскому, ноосфера – высшая стадия в эволюции биосферы, созданная силой человеческого разума. Влияя на естественные природные процессы, человек должен действовать разумно, в соответствии с принципом коэволюции, т. е. согласовывать свои действия с законами и возможностями природы. Человечество должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но действовать согласно требованиям самой природы. «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя» (Н. Винер).

Э. Тоффлер выделил в развитии информационного общества четыре взаимодействующие сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера. Решающую роль в потоке изменений играет техносфера, которая существенно преобразуется в процессе эволюции социума, определяет инфосферу, воздействует на сферу власти и психику человека. Все четыре сферы изменяются на основе повсеместного распространения компьютеров, лазерной техники, биотехнологий, генной инженерии, информатики, электроники и т. д. По мнению Э. Тоффлера, самое важное – трансформация не машин, а людей, их сознания. В условиях Третьей волны на каждый доллар, вложенный в экономику, должно приходиться несколько долларов, вложенных в человеческих капитал – обучение, образование, переучивание, переселение, культурную адаптацию. «Мир в целом перестает казаться машиной; он заполняется новациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление…» [3, c. 785].

Итак, техносфера – доминирующий и систематизирующий фактор общественной жизни, своеобразный симбиоз естественного и искусственного, созданный для удовлетворения потребностей общества и человека. Природная среда обитания всего приобретает в техносфере иное качество – очеловеченная природа.

Наряду с понятием «техносфера» используют термин «экосфера» – вся совокупность взаимодействий живых организмов с внешней средой, не только природной, но и общественной. Техносфера – часть экосферы, преобразованная технической деятельностью человека. Технику и техносферу сравнивают с джином, выпущенным из бутылки. Спроектированная и созданная человеком техническая реальность все более выходит из-под контроля и функционирует по своим собственным закономерностям.

Техносфера представляет целостную систему элементов, находящихся в упорядоченных структурообразующих связях. К ней относятся:

– технические артефакты, техника как совокупность искусственных средств деятельности человека;

– технические знания, теории, умения;

– техническая деятельность как инженерная, так и обыденно-техническая, связанная с созданием и использованием техники;

– техническое или технократическое мышление (техноментальность);

– система отношений между человеком и природой, где техника выступает в качестве посредника и деятельной силы.

Основополагающим элементом в техносфере является техника. Данный термин многозначен, имеет различные значения. Он происходит от греческого слова «techne» (искусство, мастерство, умение) и первоначально использовался для обозначения мастерства столяра или плотника. Впоследствии техникой стали называть совокупность умений в какой-либо профессиональной сфере, а также искусственные средства деятельности человека.

Существуют и другие определения. Так, К. Макгинн предлагает рассматривать технику как форму человеческой деятельности наподобие науки, искусства, религии или спорта. Эта деятельность является созидательной, целесообразной, предметно-преобразовательной. Ее цель – расширение человеческих возможностей, основанных на знании и использовании ресурсов.

Среди различных формулировок понятия «техника» можно выделить узкое и широкое определение. В узком смысле техника – конкретные материальные артефакты, создаваемые и используемые методами инженерной деятельности. В широком смысле техника не ограничивается инженерной деятельностью, но распространяется на любого рода эффективную методологическую деятельность. «Техника – совокупность рационально выработанных методов, обладающих безусловной эффективностью в любой области человеческой деятельности» (Ж. Эллюль) [5, c. 30].

Техника возникла одновременно с человеческим обществом в виде простых инструментов труда, что свидетельствует в пользу трудовой концепции происхождения человека. Практически при всех археологических раскопках обнаруживаются, помимо останков древних людей, примитивные орудия труда. С течением времени техника становилась более совершенной. На смену простым орудиям приходит машинное производство, затем механизированные и автоматизированные комплексы, а в настоящее время – компьютерная техника и информационные технологии.

Теоретическое осмысление техники уходит корнями в Новое время. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль и другие мыслители выдвинули немало идей о сущности техники и ее роли в обществе, среди которых можно выделить следующие.

1 Техника, перешедшая в профессиональную, инженерную культуру, становится мощным фактором развития общества.

2 Основа техники – логико-математическое мышление, физические расчеты и законы. «Техника рациональна».

3 Технических специалистов следует готовить по особым научным методикам как элиту, призванную обеспечить общество искусственными средствами деятельности.

4 Рациональная техника требует свободного рынка инженерного труда.

5 Техногенное развитие должно соотноситься с возможностями природной среды [6, с. 607–608].

Под влиянием этих идей в Британии началась промышленная революция, охватившая со временем всю Европу, начала формироваться система высшего политехнического образования, в XIX веке создаются первые профессиональные сообщества ученых. Техника постепенно внедряется во все сферы общественной жизни, что приводит к абсолютизации ее роли в обществе и распространению технократических идей, согласно которым политическая власть должна принадлежать техническим специалистам, действующим в интересах всего общества в противовес власти капитала (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт). Технократизм как социокультурное направление игнорирует экологические и гуманитарные аспекты человеческой деятельности.

Значительное внимание проблемам техники уделял русский философ Н. А. Бердяев. Он считал, что вопрос о технике – это проблема судьбы человека и культуры. Техника – последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ жизни под влиянием этой любви. Она позволяет достигать наибольшего результата при наименьшей затрате сил. В работе «Человек и машина» Н. А. Бердяев анализирует парадокс: без техники невозможна культура, но вступление в техническую эру ведет культуру к гибели или перерождению в нечто иное, непохожее на культуру. Он считает, что технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума.

М. Хайдеггер в статье «Вопрос о технике» объяснял технику как «вид раскрытия потаённости». Техника выводит предмет из потаенности, раскрывает его свойства и возможности использования. «Томящаяся в природе энергия извлекается, извлеченное перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное опять распределяется, а распределенное снова преобразуется. Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование – виды выведения из потаенности» [7, c. 52]. Земные недра выходят из потаенности в качестве карьера добычи полезных ископаемых, почва в качестве поля, обрабатываемого крестьянином, авиалайнер, готовый к взлету – в качестве транспортного средства и т. д. М. Хайдеггер сосредотачивает внимание на познавательном («вывод из потаенности») и практическом (использование «потаенного») аспектах техники.

К. Ясперс видит смысл техники в том, что она дает человеку власть над природой, вырабатывая средства, методы и умения деятельности. «Применяя силу природы против силы природы, техника господствует над природой посредством самой природы. Это господство основано на знании» [7, c. 122]. Назначение техники – освободить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствиями и угрозами. Смысл техники – в создании искусственной среды обитания, в создании условий для реализации и саморазвития личных свойств человека. Соответственно, можно выделить основные социальные функции техники: практическую, познавательную, человеко-преобразующую.

Осуществления каждой из этих функций имеет как позитивное, так и негативное значение. Забегая вперед, отметим, что экологические проблемы, формальное принятие информации и неумение ее осмыслить, распространение технократического мышления, массовое сознание, обеднение духовной жизни и способов межличностного общения – все это негативные следствия технического прогресса.

Итак, техника как совокупность искусственных средств и рационально выработанных методов человеческой деятельности – важнейший фактор техносферы.

Техносфера – саморегулирующаяся целостная система, стремящаяся к устойчивости, равновесию, и вместе с этим она непрерывно усложняется и совершенствуется на основе технического прогресса. Она превратилась в особую оболочку планеты, в которой осуществляется не только практическая, но и все другие формы жизнедеятельности людей. «Техносфера представляет стремительно возрастающую искусственную среду обитания, которая, разрастаясь, не только потесняет природную, но и разрушает биосферную среду» [8, c. 564]. На планете Земля почти не осталось пространств и народов, не затронутых техносферой.

Интересный факт: некоторые народы, например, индейские племена Эквадора, ведущие изолированный образ жизни в долине Амазонки, пытаются сохранить свои традиции и национальную идентичность, не вступая в контакт с белыми людьми. Но, когда на их земли пришли американские нефтяные компании, она стали постепенно отказываться от исконных традиций, использовать орудия труда, доставляемые миссионерами, подражать образу жизни белых и т. д. То же самое происходит и в других, ранее не освоенных уголках планеты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: