Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению.
Нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196
-Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
|
|
-иные нормативные акты по профилю реализуемой программы, локальные акты учреждения.
Оформление рабочей программы
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля: слева 3 см, справа – 1,5 см, внизу и вверху – 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют обязательные (нормативно-закрепленные) и логически связующие элементы:
▪ Титульный лист
▪ Содержание
▪ 1.Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
1.2. Новизна дополнительной образовательной программы
1.3 Актуальность дополнительной образовательной программы
1.4 Педагогическая целесообразность
1.5. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
1.6. Отличительные особенности данной образовательной программы
1.7 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
1.8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
1.9. Формы и режим занятий
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности (диагностика и мониторинг)
|
|
1.11.Формы подведения итогов
▪ 2.Учебный план
▪ 3.Содержание учебного курса
▪ 4.Календарный учебный график
▪ 5. Оценочные материалы (Справка освоения программы творческого объединения за первое и второе полугодие)
▪ 6.Методические материалы
▪ 7. Список литературы
7.1.Список литературы для педагогов
7.2.Список литературы для обучащихся
Титульный лист Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; — название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы
При оформлении титульного листа образовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97 В одном образовательном учреждении титульные листы образовательных программ желательно оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.
1. Пояснительная записка
Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы: актуальности, цели и задач программы, направленности программы, краткой характеристики обучающихся по программе, объема и сроков освоения программы (общего количества учебных часов), формы обучения, форм аттестации, планируемых результатов.
Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят.
В пояснительную записку входят следующие разделы:
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы;
1.2. Новизна;
1.3. Актуальность;
1.4. Педагогическую целесообразность;
1.5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
1.6. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной;
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
1.8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
1.9. Формы и режим занятий;
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
1.11. Способы определения результативности;
1.12. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
1.1. Направленность образовательной программы: (Социально-педагогическая; Художественная; Естественнонаучная; Техническая; Туристско-краеведческая;Физкультурно-спортивная)
Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Ставят своей главной целью физическое совершенствование обучащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.
|
|
Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа. Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
— новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания;
— новые педагогические технологии в проведении занятий;
— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Например: 1. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания. 2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми
1.3. Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа
Актуальность может базироваться:
— на анализе социальных проблем;
— на материалах научных исследований;
— на анализе педагогического опыта;
|
|
— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
— на современных требованиях модернизации системы образования;
— на потенциале образовательного учреждения;
— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Например: 1. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества. 2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. 3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
1.4. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Например: 1. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой. 2. Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная образовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной.
1.5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.) Предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей. Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Варианты формулировок цели:
1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.
2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и… 3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.
4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
5. Формирование общей культуры личности, привитие обучающимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.
7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
13. Профилактика асоциального поведения.
14. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
15. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.
16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.
Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.
Задачи бывают:
• Обучающие – развитие познавательного интереса к чему либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.
• Воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков ЗОЖ…
• Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности. Активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Варианты формулировок задач:
Обучающие: 1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения. 2. Обучить навыкам танцевального мастерства. 3. Формировать музыкально-ритмические навыки. 4. Научить правильному дыханию. 5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства. 6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Воспитательные: 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности. 3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Развивающие: 1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д. 2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий. 3. Развитие артистических способностей. 4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости. 5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.
1.6. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи;
• ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
При написании модифицированных программ автору – составителю важно указать предшествующие аналогичные программы.
НАПРИМЕР: Условия набора детей в коллектив: • принимаются все желающие; • существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д.
• В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив. • Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов: • тестирования, • прослушивания, • собеседования и т.д.
Например: 1. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. 2. От существующей типовой программы по радиоспорту настоящая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается структурным построением и параметрами многолетней тренировки спортсменов с учётом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения.
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
• возраст детей и их психологические особенности;
• вид детской группы и её состав; • особенности набора детей;
• число обучающихся по годам обучения. В этом подразделе желательно поместить следующую информацию –
Например: 1. Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. 2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.
1.8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию – например: Программа рассчитана на 1 год обучения — 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.
1.9. Формы и режим занятий
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:
Индивидуальная | Групповая | Фронтальная |
индивидуально- | ансамблевая, | работа по подгруппам |
групповая | оркестровая | (по звеньям) |
Методы обучения,в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | показ видеоматериалов, | тренинг |
иллюстраций | ||
беседа, объяснение | показ педагогом | вокальные упражнения |
приёмов исполнения | ||
анализ текста | наблюдение | тренировочные |
упражнения | ||
анализ структуры | работа по образцу и др. | лабораторные работы и |
музыкального произ- | др. | |
ведения и др. |
Занятие может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
Возможные формы проведения занятий:
акция | круглый стол | сбор |
аукцион | круиз | семинар |
бенефис | лабораторное занятие | сказка |
беседа | эвристическая лекция | смотрины |
вернисаж | мастер-класс | соревнование |
викторина | «мозговой штурм» | спектакль |
встреча с интересными | наблюдение | студия |
людьми | ||
выставка | олимпиада | творческая встреча |
галерея | открытое занятие | творческая мастерская |
гостиная | посиделки | творческий отчет |
диспут, дискуссия, | поход | тренинг |
обсуждение | ||
занятие-игра | праздник | турнир |
защита проектов | практическое занятие | фабрика |
игра деловая | представление | фестиваль |
игра-путешествие | презентация | чемпионат |
игра сюжетно-ролевая | производственная | шоу |
бригада | ||
игровая программа | профильный лагерь | экзамен |
класс-концерт | поход | экскурсия |
КВН | размышление | экспедиция |
конкурс | рейд | эксперимент |
консультация | репетиция | эстафета |
конференция | ринг | ярмарка |
концерт | салон | и другие |
(45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
Формы работы на занятии:
7-10 лет - сюжетно-образная игра, беседа, практическая работа в группах, экскурсия
11-12 лет - групповые занятия, мастер-классы, беседа
12-15 лет - практические занятия, самостоятельная работа, мастера-классы, коллективная творческая игра
Режим занятий
На 1-м году обучения занятия проводятся 4ч. в неделю (два раза по два часа); На 2-м году обучения занятия проводятся 4ч. в неделю (два раза по два часа); На 3-м году обучения занятия проводятся 6ч. в неделю (три раза по два часа); На 4-м году обучения занятия проводятся 6ч. в неделю (два раза по три часа).
2. Для воспитанников 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения — 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Основание – нормативные требования САНПина
общее число часов в год;
число часов и занятий в неделю;
переодичность занятий и
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемый (прогнозируемый) результат —это конкретная характеристика знаний,умений инавыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
• сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать, уметь);
• перечислить качества, которые могут развиты у детей в результате занятий;
• описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учёта знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачёты. Экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно –
исследовательские конференции и т.д.).
Например:
Варианты формулировок ожидаемых результатов:
К концу первого | К концу первого | |
(второго, третьего...) года | (второго, третьего...) года | |
обучения ребёнок: | обучения у ребёнка: | |
— будет знать… | — будет | сформирован устойчивая |
— будет уметь… | потребность… | |
— будет иметь представление… | — будут воспитаны морально- | |
— будет стремиться… | волевые и нравственные качества; | |
— будет обучен… | — будет развита устойчивая по- | |
— овладеет понятиями… | требность к самообразованию; | |
— получит навыки… | — будет | сформирована активная |
— расширит представления… | жизненная позиция… | |
— научится делать… | — будут развиты творческие спо- | |
собности… | ||
— будет воспитано уважение к нор- | ||
мам коллективной жизни. |
Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.
1.11. Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях(концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
— Мониторинг.
Для отслеживания результативности можно использовать
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной |
деятельности детей | |
контрольные задания и тесты | самооценка воспитанника |
диагностика личностного роста и | ведение зачетных книжек |
продвижения | |
анкетирование | ведение творческого дневника обу- |
чающегося | |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуаль- |
ного образовательного маршрута | |
ведение журнала учета или педаго- | ведение летописи |
гического дневника | |
введение оценочной системы | оформление фотоотчётов |
1.12. Формы подведения итогов реализации
Некоторые формы подведения итогов - например:
опрос | контрольное занятие | концерт |
зачет | самостоятельная работа | выставка |
экзамен | защита рефератов | конкурс |
олимпиада | открытое занятие для | соревнование |
родителей | ||
игра-испытание | презентация | самоанализ |
творческих работ | ||
взаимозачет | коллективный анализ | отзыв |
работ | ||
эссе | коллективная | и др. |
рефлексия |
Могут быть использованы дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
Учебный план
Составляется по годам обучения, в форме таблицы или описательно. В составе рабочей программы проводится перечисление разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей, форм контроля, условий реализации программы, планируемых результатов, форм аттестации, фиксации и демонстрации результатов освоения программы учащимися.