double arrow

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению.

Нормативные документы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

-  Письмо  Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242  О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

-  Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196

-Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 

-иные нормативные акты по профилю реализуемой программы, локальные акты учреждения.

Оформление рабочей программы

 Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля: слева 3 см, справа – 1,5 см, внизу и вверху – 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

 

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют обязательные (нормативно-закрепленные) и логически связующие элементы:

 ▪ Титульный лист

 ▪ Содержание

▪ 1.Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

1.2. Новизна дополнительной образовательной программы

 1.3 Актуальность дополнительной образовательной программы

 1.4 Педагогическая целесообразность

1.5. Цели и задачи дополнительной образовательной программы

1.6. Отличительные особенности данной образовательной программы

 1.7 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

1.8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

 1.9. Формы и режим занятий

1.10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности (диагностика и мониторинг)

1.11.Формы подведения итогов

▪ 2.Учебный план

3.Содержание учебного курса

▪ 4.Календарный учебный график

▪ 5. Оценочные материалы (Справка освоения программы творческого объединения за первое и второе полугодие)

▪ 6.Методические материалы

 ▪ 7. Список литературы

7.1.Список литературы для педагогов

7.2.Список литературы для обучащихся

 

  Титульный лист Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

 — наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; — название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

 — год разработки дополнительной образовательной программы

 При оформлении титульного листа образовательной программы, рекомендуется исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-97 В одном образовательном учреждении титульные листы образовательных программ желательно оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

 

1. Пояснительная записка

 Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы: актуальности, цели и задач программы, направленности программы, краткой характеристики обучающихся по программе, объема и сроков освоения программы (общего количества учебных часов), формы обучения, форм аттестации, планируемых результатов. 

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения — краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят. 

В пояснительную записку входят следующие разделы:

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы;

1.2. Новизна; 

1.3. Актуальность;

 1.4. Педагогическую целесообразность;

1.5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

 1.6. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной;

1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

1.8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

1.9. Формы и режим занятий;

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

1.11. Способы определения результативности;

1.12. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

 

1.1. Направленность образовательной программы: (Социально-педагогическая; Художественная; Естественнонаучная; Техническая; Туристско-краеведческая;Физкультурно-спортивная)

Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Ставят своей главной целью физическое совершенствование обучащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений.

Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа. Направленность для любителей истории. В изучаемый объект входит не только страна, но и судьбы известных соотечественников, российские династии, родословные.

 


 

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

 Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:

 — новое решение проблем дополнительного образования; — новые методики преподавания;

 — новые педагогические технологии в проведении занятий;

— нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

  Например: 1. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания. 2. Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми

  1.3. Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа

  Актуальность может базироваться:

 — на анализе социальных проблем;

— на материалах научных исследований;

— на анализе педагогического опыта;

— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

 — на современных требованиях модернизации системы образования;

— на потенциале образовательного учреждения;

— на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Например: 1. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества. 2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. 3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

1.4. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

     Например: 1. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой. 2. Реализация задач деятельности детских общественных объединений идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция лидера-организатора. Дополнительная образовательная программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной.

1.5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.) Предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей. Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени. Варианты формулировок цели:

1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.

 2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и… 3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.

 4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

 5. Формирование общей культуры личности, привитие обучающимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.    

 6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

   Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей, особенностей региона, окружающей среды и др.

7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.

8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.

 9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.

10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.

12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

13. Профилактика асоциального поведения.

 14. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

15. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.

 16. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.

 

Задача — это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов Словарь русского языка.) Задачи кружка, объединения — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи бывают:

• Обучающие – развитие познавательного интереса к чему либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.

• Воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков ЗОЖ…

• Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности. Активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

 Варианты формулировок задач:

 Обучающие: 1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения. 2. Обучить навыкам танцевального мастерства. 3. Формировать музыкально-ритмические навыки. 4. Научить правильному дыханию. 5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства. 6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.

Воспитательные: 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности. 3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела. 

Развивающие: 1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д. 2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий. 3. Развитие артистических способностей. 4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости. 5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.

1.6. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.   В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Отличительные особенности программы:

 • базовые теоретические идеи;

 • ключевые понятия;

• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

При написании модифицированных программ автору – составителю важно указать предшествующие аналогичные программы. 

НАПРИМЕР: Условия набора детей в коллектив: • принимаются все желающие; • существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д. 

• В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив. • Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов: • тестирования, • прослушивания, • собеседования и т.д.

Например: 1. Отличительной особенностью программы студии декоративно-прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. 2. От существующей типовой программы по радиоспорту настоящая программа «Спортивная радиопеленгация» отличается структурным построением и параметрами многолетней тренировки спортсменов с учётом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации, оптимальным набором и соотношением времени применяемых средств, методов физической и технико-тактической подготовки, планами-схемами годичных циклов тренировочного процесса, особенностями психологического сопровождения.

1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

• возраст детей и их психологические особенности;

• вид детской группы и её состав; • особенности набора детей;

• число обучающихся по годам обучения. В этом подразделе желательно поместить следующую информацию – 

Например: 1. Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. 2. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.

1.8. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию – например: Программа рассчитана на 1 год обучения — 144, 108, или 72 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе.

 

1.9. Формы и режим занятий

 

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

Индивидуальная Групповая Фронтальная
индивидуально- ансамблевая, работа по подгруппам
групповая оркестровая (по звеньям)

 

Методы обучения,в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные Наглядные Практические
устное изложение показ видеоматериалов, тренинг
  иллюстраций  
беседа, объяснение показ педагогом вокальные упражнения
  приёмов исполнения  
анализ текста наблюдение тренировочные
    упражнения
анализ структуры работа по образцу и др. лабораторные работы и
музыкального произ-   др.
ведения и др.    

 

Занятие может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

 

Возможные формы проведения занятий:

акция круглый стол сбор
аукцион круиз семинар
бенефис лабораторное занятие сказка
беседа эвристическая лекция смотрины
вернисаж мастер-класс соревнование
викторина «мозговой штурм» спектакль
встреча с интересными наблюдение студия
людьми    
выставка олимпиада творческая встреча
галерея открытое занятие творческая мастерская
гостиная посиделки творческий отчет
диспут, дискуссия, поход тренинг
обсуждение    
занятие-игра праздник турнир
защита проектов практическое занятие фабрика
игра деловая представление фестиваль
игра-путешествие презентация чемпионат
игра сюжетно-ролевая производственная шоу
  бригада  
игровая программа профильный лагерь экзамен
класс-концерт поход экскурсия
КВН размышление экспедиция
конкурс рейд эксперимент
консультация репетиция эстафета
конференция ринг ярмарка
концерт салон и другие

 

(45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

 

 

Формы работы на занятии:

7-10 лет - сюжетно-образная игра, беседа, практическая работа в группах, экскурсия

11-12 лет - групповые занятия, мастер-классы, беседа

12-15 лет - практические занятия, самостоятельная работа, мастера-классы, коллективная творческая игра


Режим занятий

 

На 1-м году обучения занятия проводятся 4ч. в неделю (два раза по два часа); На 2-м году обучения занятия проводятся 4ч. в неделю (два раза по два часа); На 3-м году обучения занятия проводятся 6ч. в неделю (три раза по два часа); На 4-м году обучения занятия проводятся 6ч. в неделю (два раза по три часа).

 

2. Для воспитанников 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения — 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Основание – нормативные требования САНПина

• общее число часов в год;

• число часов и занятий в неделю;

• переодичность занятий и

 

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 

Ожидаемый (прогнозируемый) результат —это конкретная характеристика знаний,умений инавыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

 

Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.

 

• сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать, уметь);

• перечислить качества, которые могут развиты у детей в результате занятий;

 

• описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учёта знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачёты. Экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно –

исследовательские конференции и т.д.).

 

Например:

Варианты формулировок ожидаемых результатов:

К концу первого

К концу первого

(второго, третьего...) года

(второго, третьего...) года

обучения ребёнок:

обучения у ребёнка:

— будет знать… — будет сформирован устойчивая
— будет уметь…

потребность…

— будет иметь представление…

— будут воспитаны морально-

— будет стремиться…

волевые и нравственные качества;

— будет обучен…

— будет развита устойчивая по-

— овладеет понятиями…

требность к самообразованию;

— получит навыки… — будет сформирована активная
— расширит представления…

жизненная позиция…

— научится делать…

— будут развиты творческие спо-

 

собности…

 

— будет воспитано уважение к нор-

 

мам коллективной жизни.

 

Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.

 

1.11. Способы определения результативности

 

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучащимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

— Педагогическое наблюдение.

— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях(концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

— Мониторинг.

 

Для отслеживания результативности можно использовать

Педагогический мониторинг Мониторинг образовательной
  деятельности детей
контрольные задания и тесты самооценка воспитанника
диагностика личностного роста и ведение зачетных книжек
продвижения  
анкетирование ведение творческого дневника обу-
  чающегося
педагогические отзывы оформление листов индивидуаль-
  ного образовательного маршрута
ведение журнала учета или педаго- ведение летописи
гического дневника  
введение оценочной системы оформление фотоотчётов

 

1.12. Формы подведения итогов реализации

Некоторые формы подведения итогов - например:

 

опрос контрольное занятие концерт
зачет самостоятельная работа выставка
экзамен защита рефератов конкурс
олимпиада открытое занятие для соревнование
  родителей  
игра-испытание презентация самоанализ
  творческих работ  
взаимозачет коллективный анализ отзыв
  работ  
эссе коллективная и др.
  рефлексия  

 

Могут быть использованы дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. — документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

Учебный план

 

Составляется по годам обучения, в форме таблицы или описательно. В составе рабочей программы проводится перечисление разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей, форм контроля, условий реализации программы, планируемых результатов, форм аттестации, фиксации и демонстрации результатов освоения программы учащимися.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: