1. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?
А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.
Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?
А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.
Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?
А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.
|
|
Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли суждения об экологической безопасности?
А. Не рекомендуется употреблять в пищу плодоовощные культуры, выращенные вблизи железных дорог и автомобильных магистралей.
Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?
А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.
Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие утверждения о воде?
А. Водопроводная вода содержит примеси растворимых солей — сульфатов и гидрокарбонатов.
Б. Вода обладает памятью, поэтому механические воздействия, например звуковые колебания, меняют её свойства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны
7. Верны ли следующие утверждения об очистке воды?
|
|
А. Хлорирование улучшает качество загрязнённой воды, так как хлор убивает бактерии и вирусы.
Б. Озонирование воды требует специального контроля, так как озон — сильный яд.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
8. Верны ли следующие утверждения о выхлопных газах автомобилей?
А. Самый вредный компонент выхлопных газов — СО2, так как это парниковый газ.
Б. Оксиды азота образуются при взаимодействии автомобильного топлива с азотом воздуха.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
9. Верны ли суждения о правилах обращения с препаратами бытовой химии?
А. Перед использованием застывшую масляную краску рекомендуется подогреть на открытом огне.
Б. При использовании органических растворителей во время ремонта, óкна в помещении должны быть плотно закрыты.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенное содержание в замкнутом пространстве оксида углерода (II) не является угрожающим фактором для здоровья человека.
Б. Производство цемента и других строительных материалов не относят к источникам загрязнения атмосферы.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Задание 18 Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид, сульфат-, карбонат, фосфат -, гидроксид – ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Задание № 18 рассчитано на проверку навыков в области качественного определения неорганических веществ и ионов, умения определять характер среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Перед выполнением предложенных заданий повторите:
Некоторые качественные реакции неорганических реакций
и изменения, сопровождающие химические превращения
№ | Признак реакции | Уравнения реакций, ключевые слова. |
1. | Газ, поддерживающий горение (вспыхивает тлеющая лучинка), малорастворим в воде О2 | Получение в лаборатории: · разложение сложных веществ: перманганата калия - KMnO4, хлората калия (бертолетова соль) - KCIO3, нитратов щелочных металлов - NaNO3. |
2. | Самый легкий газ, образующий с воздухом взрывоопасные смеси –водород Н2 | Получение в лаборатории: · металл (до водорода) + кислота (кроме азотной) = соль + Н2↑ Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑ · активный металл + вода = основание + Н2 ↑ 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ |
3. | Газ, не поддерживающий горение (тлеющая лучинка тухнет), СО2 | Получение в лаборатории: · взаимодействие карбонатов с кислотами CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O · разложение карбонатов за исключением карбо-натов щелочных металлов) СаСО3 = СО2↑ + СаО |
4. | Газ с резким запахом, очень хорошо растворим в воде, (посинение влажной лакмусовой бумаги) - аммиак NН3 | Получение в лаборатории: · соль аммония (тв.) + щелочь (тв.) = соль + NH3↑+ Н2О 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3↑ + 2H2O |
5. | Газ с запахом тухлых яиц, плохо растворим в воде, водные растворы имеют кислую реакцию среды – сероводород Н2S | Получение в лаборатории: · Взаимодействие сульфидов металлов с кислотами (кроме азотной и конц. серной) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑ |
6. | Газ c резким (характер-ным) запахом, растворим в воде, способен обесцвечивать красящие вещества - оксид серы (IV) SO2 – сернистый газ | Получение в лаборатории: · обжиг серы и серосодержащих веществ 2H2S =+ 3O2 =2SO2↑ + 2H2O · взаимодействие тяжелых металлов с конц. серной кислотой Cu + 2H2SO4(к) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O |
7. | Осадок (творожистый) белого цвета, нерастворимый в HNO3 | Качественная реакция на хлорид – ионы (соляную кислоту и её соли) Cl - + Ag+ = AgCl↓ |
8. | Осадок (творожистый) светло – желтого цвета | Качественная реакция на бромид – ионы Br - + Ag+ = AgBr↓ |
9. | Осадок желтого цвета | Качественная реакция на йодид – ионы I - + Ag+ = AgI↓ фосфат – ионы PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4↓ |
10. | Осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах | Качественная реакция на сульфат - ионы (серную кислоту и её соли) Ba2+ + SO42- =BaSO4↓ |
11. | Осадок белого цвета, который образуется при пропускании углекислого газа через известковую воду и растворяется при пропускании избытка газа или в кислотах | Качественная реакция на CO2 и карбонат - ион (соли угольной кислоты) СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О СО32- + 2Н+ = СО2↑ + Н2О |
12. | Осадок зеленоватого цвета, буреющий на воздухе | Качественная реакция на ионы Fe2+ Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2↓ |
13. | Осадок бурого цвета | Качественная реакция на ионы Fe3+ Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3↓ |
14. | Осадок голубого цвета | Качественная реакция на ионы Cu2+ Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ |
15. | Осадок белого цвета, растворяющийся в избытке щелочи | Качественная реакция на ионы Al3+ Al3+ + 3OH- = Al(OH)3↓ |
|
|
Задание
1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВ
А) Al(OH)3 (тв.) и KOH (тв.) 1) H2O
Б) Al(OH)3 (тв.) и BaSO4 (тв.) 2) KOH
В) Br2 (р-р) и FeCl3 (р-р) 3) Na2SO4 (р-р)
4) CO2 (р-р)
Ответ: 122